Герцог Эдинбургский Филипп, супруг Елизаветы Английской, мечтал в 1988 г.: «В случае моего перевоплощения я хотел бы вернуться как смертельный вирус, чтобы внести свой вклад в решение проблемы перенаселения». (Обожаю эту семейку).
Спустя 32 года «смертельным вирусом» заразился его сын и наследник престола принц Чарльз. (Грешно глумиться… Проглатываю семнадцать шуток, из них две – неплохих).
Как бы то ни было, Природа нам показала, кто в доме хозяин. И это точно не мы, не вы и даже, как выяснилось, не герцог Филипп. Наша роль намного скромнее – мы сидели по своим домам, в то время как вирус гулял в пустых мегаполисах, раздутых, как наше «я», и некоторые из нас пытались думать. Думать и читать.
Мне попалась на глаза статья Юваля Харари «Мир после коронавируса», написанная для «Financial Times».
Автор утверждает, что эпидемия поставила человечество перед выбором: тотальный контроль со стороны государства или свобода и расширение прав граждан.
Не сомневаюсь, что если завтра провести голосование, запуганное население без колебаний выберет слежку. Мы не поверим, что соседи станут послушно исполнять приказы властей. Мы, слава богу, не Сингапур. И не видим никакого другого способа победить пандемию, кроме насилия.
И нас благополучно, добровольно и поголовно чипируют. А почему нет? Вживят крохотный датчик в нос, глаз или другой ценный орган и уже никогда не уберут. Сбудется вековая мечта элит – абсолютный контроль накроет нас, как черный мешок. Это покруче, чем робкие мечтания шотландского герцога. (Что я привязался к столетнему старику?)
Второй важный выбор, с которым мы столкнулись во время «короны», согласно Ювалю Харари, это национальная изоляция и солидарность в решении глобальных проблем. С этой точки зрения и пандемия коронавируса, и неизбежно последующий за ней экономический кризис являются общемировыми проблемами. Они могут быть эффективно разрешены только путем глобального сотрудничества.
Здесь нечего добавить. Мы являемся свидетелями того, как вчера еще дружественные, союзные страны демонстрируют запредельную государственную узколобость, отказывая друг другу в поддержке и сотрудничестве. Этот самоубийственный отказ тормозит работу лабораторий, заставляет ученых дублировать друг друга в научном поиске, парализует промышленность.
Я убежден, что «два вызова», о которых пишет Юваль Харари сводятся в сущности к одной причине – к эгоизму, который разъедает наше общество и наше личное сознание на всю глубину, до дна.
Значит ли это, что причина эпидемии – уродливые отношения между людьми? Предполагаю, что да. И это причина неминуемого крушения нашей кривой, косой, горбатой, но все же экономики. И нашему будущему рабству в плену у элит. И следующему штамму вируса тоже.
Но пока – передышка. Мы выходим из заточения. Многие остались без работы, однако в целом все не так ужасно, как казалось по первым сводкам из Китая.
Правительства ломают головы над спасением потребительского спроса, раздаются компенсации, пособия, пожертвования. Жизнь, можно сказать, удалась.
И мы не слышим тот диалог, который ведет с нами Природа. И не понимаем, что извержения вулканов, цунами и эпидемии – это все ее реплики… Судя по всему, она еще не все сказала.