В поисках вечности

В хорошей беседе всегда больше драгоценных вопросов, чем ответов. Перед тем, как начать этот разговор, я отправилась в Третьяковскую галерею, где после многолетней реставрации вновь предстало перед трепещущим взором посетителей полотно М. Врубеля. О судьбе картины, как и о самом Демоне говорят разное. 

             М. Врубель. «Демон сидящий», 1890 г. Третьяковская галерея, Москва

Мы не будем касаться мнений искусствоведов, экспертных оценок, истории, философии – об этом при желании вы без труда сможете осведомиться самостоятельно. Другое дело – беседа, внутренний диалог, душевный поиск. Возможно, даже открытие. 

О, да, конечно, многих художников можно было бы пригласить к такому диалогу, однако – и вы меня поймете – нашим собеседником сегодня станет Михаил Врубель и его таинственное полотно, покорившее многие сердца, снискавшее своей глубиной мировую славу в веках, – «Демон сидящий». Итак, к холсту.

Язык символов

То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет! 
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!
М. Ю. Лермонтов «Демон»

 «Демон сидящий» изображен между земным миром и небесным. Он не знает, откуда он и к какому миру – миру людей или богов – принадлежит. Он потерян и несчастен. Кем-то и по какой-то причине истина скрыта от него. Находясь среди материальности камней и скал, он всё же устремлен ищущим взором к миру небесному, где манящий закат божественного лика солнца отворачивается от него, погружая мир во тьму.

Расположение Демона на горизонтальном формате картины не случайно. Для сидящей фигуры, с точки зрения композиции, конечно, больше подошел бы вертикальный формат. Но Врубель умышленно ограничивает своего героя сверху и снизу (тиски), и это отражает внутренние оковы и рабскую несвободу Демона. 

Он не наделен крыльями и тем самым лишен возможности вырваться из тюрьмы скал и подняться к мечте – к небесам, которыми он пленен. Будто Создатель покинул его, обрек на заточение, отверг, отдалил от себя. Это душа угнетенная, недовольная своим положением. В чем ее порок? Разве Совершенный мог создать нечто несовершенное?

Мощь молодого гиганта и бессилие ребенка, обнимающего колени руками, пластически выражающими обиду, растерянность, досаду. Это сочетание перекликается с мерцающей красотой окружающего его мертвого пейзажа – только острые скалы, каменные цветы и застывшие облака. Душа его словно погружена в тоску по цветущему, живому миру.

Демон написан в человеческой, а не животной плоти, ибо только человек может находиться в подобных муках – стоять перед выбором. Его взор отражает много вопросов и внутренний поиск, определяющий ценность человеческой жизни. В нем стремление раскрыть замысел бытия, отыскать собственное место в системе Мироздания и ответить на самый трудный вопрос: «Кто я?»

Демон – это душа в объятиях невыразимой тоски по божественному, обессилевшая от скитаний.

На полотне вечер. Это не день и не ночь, а нечто промежуточное, из чего естественным образом наступает ночь. Но повернув время вспять, можно достичь утра. Если хотите вернуться к истоку – плывите против течения!

Вечер – состояние напряженной борьбы света и тени, момент самоопределения, принятия решения в ту или иную сторону. А кто сумел бы остаться посередине? И возможно ли это? 

Вечер прекрасен тем, что является местом встречи противоположностей. Он – граница между днем и ночью, добром и злом в одной душе. Сопряжение противоположных состояний наделяет душу свободой выбора.

Не верь глазам своим

Однако всё еще следует знать, в чем состоит недостаток, ощущаемый душой. 
И я скажу тебе, что это потребность постичь своего Создателя, 
ибо в ее природе, то есть в природе души, заложено великое стремление к познанию 
своего Создателя и Творца. 
Бааль Сулам «Из плоти моей узрю я Творца»

Демон Врубеля – кто он? Почему столь глубоко в душе отзывается этот образ? Истинный художник – не копиист реальности, а ее создатель. Фотография, какой бы прекрасной она ни была, это всё же фиксация иллюзии, которую видят наши глаза. Живопись – это попытка увидеть и отразить подлинную реальность. 

Возможно, ощущения, возникающие в нас перед этим полотном, позволят прикоснуться внутренним взором к некой реальности, скрытой от нашего земного взора.

«Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…», – писал Михаил Врубель. 

Художнику удалось уловить и передать взгляд, который обычно не разглядеть на лицах. Но он нам знаком. Мы узнаём его, глядя на эту картину, как на портрете собственной души.

Признаюсь, такой взгляд я ощущаю на своем лице под повседневной маской в двух случаях: в минуты, когда рассматриваю свои ранние фотографии, где запечатлена навеки потерянная чистота детского образа. И когда задумываюсь о смысле жизни, о существовании судьбы и о прочих атрибутах вечности.  

Почему мы иногда смотрим вверх? Что это за место, куда устремлены глаза всех людей? О чем говорит застывший вне времени взгляд в дали высей, который мы не столько видим, сколько ощущаем? Почему я не часть этого совершенства? 

Необходимо постоянно смотреть на всё, что нас окружает под разным углом, а лучше всего с высоты – выше собственного разума. Уверяю вас, оттуда мир выглядит иначе.

Когда читаете книгу или смотрите на картину, не думайте о том, что хотел сказать автор – идите дальше, думайте о том, что хотите сказать вы. Обретайте свой собственный голос. Перестаньте быть послушными и рискните быть дерзкими (не путать с глупостью). 

Дерзнуть и обрести новое видение – крылья, которыми многие, прожив эту жизнь, так и не воспользовались. Пока мы живы здесь, на этой земле, у нас есть шанс быть не рабами, а властителями Жизни!

И как было обещано в самом начале – о вопросах. Существуют вопросы, которые не стоит менять на ответы, ибо ценность поиска – в ощущении вкуса жизни. Да и ответы всегда будут новыми, ведь ничто не стоит на месте. Именно возникновение вопросов является приглашением к диалогу с Тем, кому ведомы все тайны нашей души и Мироздания. С радостью вручаю вам это приглашение и оставляю вас наедине.

Автор статьи
Также пишет Шошана а’Шамаим
Приглашение творить миры
О загадках восприятия нами красоты, о силе образа, о поиске смыслов, о...
Читать статью...

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *