На четвертом курсе института у нас была летняя практика. Меня направили в кукольный театр. Я была в восторге. Где еще можно научиться делать кукол?! Да и вечерние спектакли можно смотреть бесплатно!
Директор театра практикантов не любил. Он предложил мне вообще не являться в театр, а в конце подписать справку, что я добросовестно отработала все дни. Но не на ту он напал – я хотела пройти практику как полагается. В итоге меня оформили помощницей мастера по ремонту реквизита.
– Будешь работать с Василием, – буркнул директор на прощание.
Рабочий день начинался в десять. В подвале театрального здания я нашла реквизиторскую и там того самого Василия, к которому меня прикрепили.
Кукловод без кукол…
В прошлом Василий был кукловодом, но с возрастом стал плохо слышать, и его перевели из актеров в мастера бутафорского цеха.
– Мог бы уйти из театра, – заметил Василий при нашем знакомстве, – звали преподавать в театральное училище, но было тяжело расстаться с моими «подопечными». – И он указал взглядом на кукол.
В мастерской , где живут куклы , на стенах висят типичные марионетки. На столе грудой лежали цветные кусочки тканей. В огромных коробках хранились шарнирные куклы. На спиральной плите варился клей.
Первый день пролетел молниеносно. Он был наполнен необыкновенными историями, в которые посвящал меня Василий. Мне было доверено штопать дырочки на платьице Мальвины. Вечером я посмотрела спектакль «Волшебная лампа Алладина» и уже с нетерпением ждала следующего дня.
Рано утром я отправилась в театр. Благо дверь в мастерскую никогда не запиралась. Василий, увидев, что я уже на месте, был явно доволен.
– Знаешь, – начал он с порога, – многие считают меня неудачником, но я так не думаю. Эти куклы многому меня научили. Сначала я думал, что это я их учу: ходить, двигать руками, говорить. Может, вначале так оно и было. Но потом, когда я начал вживаться в их роли, я наполнялся их переживаниями, страдал и радовался вместе с ними.
Я завороженно ловила каждое слово.
– Говорят, древнегреческий философ Платон, беседуя с учениками, брал в руки куклу-марионетку и объяснял, что людьми, как куклами, правят нити добра и зла, добродетели и порока. Да, страсти, движущие нами, подобны множеству веревок, тянущих нас в разные стороны…
– Я не верю в бога и что кто-то управляет мною.
– А ты думаешь, что всё происходящее зависит лично от тебя?
– Уверена!
– Я тоже когда-то так думал. Оказалось, что все мы подчинены невидимым нитям наших желаний. И наш разум, и наши чувства… Но пора браться за работу.
– Там, в коробке, лежат Пьеро и Мальвина. Почему мы ими не занимаемся?– спросила я после того, как мы привели в порядок трех поросят к утреннему представлению.
– Они так бурно выясняли отношения, что все их нити перепутались.
– Давайте обрежем их и натянем новые.
– Нет-нет, всё не так просто, мы можем нарушить связь между ними. Я потом сам аккуратно распутаю, не торопясь.
По дороге домой я думала о том, как часто мы безжалостно обрываем связи, думая, что если понадобится, восстановить их будет проще простого. Но порой всё рвется навсегда.
…как куклы без кукловода
Василий часто задерживался на работе допоздна. Как-то я забыла в реквизиторский куртку. Вечер был прохладным, и я вернулась. Подходя к мастерской, я услышала в приоткрытую дверь голос Василия. Он чистил костюм Арлекино и беседовал с ним.
– Я ничего не забыл. Ты – моя первая роль в этом театре. Прошло немало лет, но ты совсем не изменился, а я вот постарел. Как мы с тобой были похожи! Я тоже был наивен, не слишком умен и совсем не изворотлив, поэтому легко совершал глупости. Упустил свою любовь, не добился особенных высот в профессии. Что смотришь? Согласен со мной? Твой новый хозяин совсем не похож на тебя. Он повеса, балагур и бабник, поэтому роль ему не дается.
Я стояла, не дыша, чтобы не прервать этот монолог, и думала, что в жизни каждый в чем-то кукла, а в чем-то кукловод. Но кто управляет всеми? Какая неведомая сила придумывает сюжеты и, дергая за ниточки, приводит в действие всю Вселенную?
Моя практика подошла к концу. Я приобрела некоторые профессиональные навыки и еще нечто более ценное: теперь я иначе воспринимаю всё, что со мною происходит, понимая и убеждаясь, что всему, как правило, есть причина. А, может быть, и вообще у всего происходящего в мире есть причина? Или цель?
Иногда я захожу к Василию в реквизиторскую, и мы подолгу беседуем о «кукольном театре» нашей жизни.
Да, не сразу приходит понимание, что ты, т.е. я — кукла. А всегда думал, что кукловод. Как и все остальные — куклы. Но от этого понимания, как ни странно, становится все понятней. Не понятно, а — понятней.
Да и кукловоды — вовсе не политики, финансисты, или какие-то там «заговорщики». У тех еще меньше свободы действий. И даже — мыслей.
Люди, многие из них, понимают, что «кто-то там за ниточки дергает». При этом, думают, что это — политики, КГБ, ФБР, «рокфеллеры» с «биллами гейтсами и соросами». Конечно же, так проще — представлять в лицах.
Но Кукловод скрыт от нас. И всеми кукловодит.
Было бы классно — понять сценарий. Но мы его понимаем. В течение жизни. Сами играя в этом спектакле.
И это классно!!!
Хороший рассказ,мудрый.
В этой жизни ты и кукла и кукловод,
Когда тебе удаётся не быть куклой,а быть кукловодом,можешь собой гордиться.