Работа над собой

Ура, мечта сбылась! Я, молодая актриса, еду по распределению в небольшой городок, в котором находится старейший театр кукол. Весь мой багаж – чемодан, гитара и надежда, что впереди меня ждет что-то новое и хорошее.

Сцена из спектакля кукол - марионеток "Муха-Цокотуха". Успех зависит от слаженности коллектива труппы.

Неожиданный поворот в общении

На первый сбор труппы я не пришла, а прилетела. Смотрела на всех с восхищением. Коллектив оказался возрастным, и я обрадовалась – есть у кого поучиться! Сразу же получила роль и была счастлива. Но все пошло не так.

– Ну-ну, посмотрим, на что ты способна, – надменно усмехнулась одна из актрис.

– Нашли козу отпущения, – бросил на ходу ведущий актер театра Павел Сергеевич, – у нас любая кукла весит больше, чем она.

После первой же репетиции я поняла, что он имел в виду. Кукла, с которой мне пришлось работать, и вправду была тяжеленная. У меня болели руки и спина, а от напряжения пропал голос. Я чувствовала себя отвратительно, роль не получалась. Вокруг – ухмылки и равнодушие коллег. После репетиций я бродила по незнакомому городу и ревела.

Театр оказался непростым испытанием. Не складывались отношения в коллективе  – меня не принимали, и я не понимала почему, пока как-то за спиной не услышала: «Столичная штучка!»

«Мне просто завидуют!» – сказала я себе и решила уволиться. Но на другой день в театр приехал молодой режиссер из Москвы. Его пригласили ставить дипломный спектакль-балет «Муха-Цокотуха». А главное, с этим спектаклем мы должны были поехать в Польшу на всемирный фестиваль театров кукол.

Молодая актриса печально сидит у окна: разбились мечты о хороших взаимоотношениях в коллективе театра.

Спектакль был сложный. Куклы должны были танцевать как настоящие балерины. Для управления каждой нужно было несколько человек. Нам объявили, что роли получат все.

Общая цель

Мы радовались, обстановка в труппе немного разрядилась, на лицах актеров появились улыбки. Я облегченно вздохнула – мне уже не хотелось уходить. Показалось, что отношение в коллективе ко мне изменилось. Мы обсуждали места в Варшаве, которые нам хотелось бы увидеть.

Начались репетиции, работа с текстом, примерки кукол. Для нас даже пригласили балетмейстера, чтобы мы разучили танцы всех персонажей спектакля, иначе невозможно правильно передать эти движения куклам.

По три часа ежедневно мы растягивались в танцклассе, выполняя сложные па и плие.

 И тут настал мой звездный час! Танцы всегда давались мне легко. Возможно, поэтому мне и дали главную роль – Мухи-Цокотухи!

Я сразу даже не поверила – перечитала несколько раз список актеров. Было страшно. Но я старалась держаться уверенно, несмотря на недобрые взгляды коллег. Кстати, троих из них определили мне в помощь. Я управляла головой и туловищем, а они по моей команде должны были работать руками и ногами куклы.

На репетициях между нами чувствовалось напряжение. Никак не получалось действовать синхронно. Но я решила, что буду проявлять терпение и уважение к ним. Мы без конца повторяли и повторяли одни и те же движения, однако мои помощницы как будто нарочно толкались и наступали мне на ноги: не было взаимной связи.

Главное во взаимоотношениях – работа над собой

– Нашли кому дать главную роль. Выскочка! – слышала я за спиной и уже не хотела ни роли, ни Варшавы – вообще ничего.

В тренажерном зале разучивается танец кукол. Никакие репетиции не приведут к успеху, если в группе нет сплочения.

Наконец, у главного режиссера лопнуло терпение.

– Стоп! Что вы делаете? Разве это танец? – закричал он как-то на репетиции. – Ваша кукла дергается в конвульсиях: голова сама по себе, руки сами по себе, ноги вообще из другого сюжета! А все из-за того, что вы не хотите уступить друг другу. Я даже из зала слышу ваши ссоры – каждая считает себя главной. Вы должны стать одним целым, чтобы никто в зале не заподозрил, что за ширмой каждую куклу водят три-четыре человека. От ваших отношений зависит успех всей труппы. Даю вам неделю. Если не сможете договориться,– сниму с роли всех четверых! – И он резко хлопнул дверью.

– Мы замерли от ужаса. «Все, конец! Не видать нам Польши и фестиваля как своих ушей!»

– Все из за тебя, – прошипела одна из моих партнерш. Мои руки стали ватными, и я уронила куклу.

– Это плохой знак, – заметил кто-то, и повисла гнетущая тишина.

– Допрыгались, девочки! – сказала Татьяна Семеновна, самая старшая из нас. – Мы сами себя наказали. Если не исправим ситуацию, – поездки не будет. Предлагаю начать с чистого листа, – она посмотрела мне в глаза и протянула руку в знак примирения. Я через силу улыбнулась и пожала протянутую руку.

Чувство коллектива и ответственность за всех

– Давайте выучим партии друг друга, и если кто-то забудет – подскажем, – предложила я. Впервые за все время женщины смотрели на меня без вражды.

Репетировали мы по восемь часов в день. Опытные актеры давали советы и подсказывали важные нюансы кукловождения. Все замечания я принимала с благодарностью – оказалась, я многого не знала. И через неделю наша Муха-Цокотуха танцевала не хуже Майи Плисецкой.

– Браво! Молодцы! Вы – настоящая команда! – на очередной репетиции режиссер забежал за ширму и стал обнимать нас всех по очереди.

И мы тоже стали обниматься и благодарить друг друга. Волна тепла и нежности окутала всех. За время совместной работы изменились не только мы. Актеры, монтажеры, осветители, звукорежиссеры и даже рабочие сцены – все  вместе стали родными, одной семьей. Это была общая победа!

В зале среди зрителей мальчик и девочка. Они радуются тому, что происходит на сцене. Это успех всего коллектива.

В Польшу в тот раз мы так и не поехали – возникли проблемы с визами. Но это было уже не важно. Главное, что спектакль соединил нас: мы стали общаться по-другому. Я подружилась со своими коллегами. За ширмой во время спектакля мы, кажется, даже дышали в унисон.

А балет «Муха-Цокотуха» стал самым кассовым спектаклем театра. Билеты на него бронировали на полгода вперед.

More from Элеонора Гейхман
Первая роль
Театр в жизни каждого ребенка играет особую роль. Совсем недавно мы участвовали...
Read More

Ваш адрес email не будет опубликован.