Воспитание бывает разным

Несколько лет назад мне посчастливилось побывать в Южной Корее. Мы участвовали в фестивале искусств, который проходил в Сеуле. Надо сказать, что я испытывала шок почти на каждом шагу. Необыкновенная страна!

Группа детей из Южной Кореи спокойно стоят парами в ожидании входа в музей. Воспитание детей здесь строится на принципах уважения к окружающим.

Программа была насыщенной, но однажды выдалась пара свободных часов, и мы поинтересовались у ответственной за нашу группу, какие достопримечательности она советует нам посетить. Девушка тут же, не раздумывая, произнесла: «Музей Анны Франк». Как? Не может быть! Здесь?! 

Оказалось, действительно, к ним приехал с экспозицией «Дом-музей Анны Франк». В страну, никак не связанную с теми печальными событиями, находящуюся за тридевять земель!

Мы отправились в музей. И тут я испытала очередной шок – корейские дети. У входа в выставочный павильон строго один за другим стояли дети младшего школьного возраста. Никто не толкался, не кричал, не баловался, они просто терпеливо ждали. 

Я привыкла к другому поведению детей в нашей стране. Но что меня окончательно убило, – у каждого из них в руке был блокнотик и ручка. Понимаете? Дети пришли в музей с целью описать то, что увидят, или то, что им будут рассказывать.

А это означает, что посещение музея происходит не ради «галочки», как это часто бывает с нашими учениками, а чтобы, возможно, написать потом сочинение, то есть глубоко осмыслить увиденное. Я смотрела на этих малышей, радовалась за них и одновременно завидовала им.

Наш переводчик объяснил, что у них в стране уделяется огромное внимание изучению истории и детей воспитывают в уважении к предкам – и близким, и далеким.

В том, что они уважают старших, мне тоже пришлось убедиться. Это не сразу понимаешь, но постепенно начинаешь замечать, что дети слегка склоняются перед старшими, даже незнакомыми. И это так заразительно, что со временем я стала замечать за собой, что тоже склоняюсь перед теми, кто старше.

Есть еще много всего удивительного в воспитании детей у этого народа. Конечно, хотелось бы что-то перенять, чему-то поучиться. Но разве это возможно применить в стране с другим менталитетом?

Например, мои дети получили иное воспитание. Они чувствовали себя на равных со взрослыми, могли вступить в спор, не всегда бывали сдержаны. Но спорить, на мой взгляд, это хорошо. Только делать это необходимо, уважая оппонентов, давая возможность всем высказаться и быть услышанными.

Я никогда не укрощала их амбиции. Незаметно для них, конечно же, держала под контролем все их действия, но в принятие решений не вмешивалась. Если их интересовало мое мнение, я его высказывала.

Бывало больно и обидно оттого, что что-то происходило не так, как хотелось бы мне. Но мой ребенок, хоть он моя плоть и кровь, имеет свои взгляды на жизнь.

Они ошибались? Конечно.
Переживали? Естественно!
Обвиняли меня? А как же!
Но это был бесценный опыт. Иначе его не приобретешь.

Стала ли я при этом их другом? Надеюсь. Во всяком случае, сегодня, когда они уже повзрослели, я слышу от них слова благодарности постоянно.

Можно ли было воспитывать их как-то иначе?
Да, нет предела совершенству. Но есть в наших отношениях доверие, взаимопонимание, сопереживание.

Называется ли это любовью? Тоже не знаю. Во всяком случае, мне за них не стыдно, и это для меня самое главное.

Также пишет Александра Петрутик
Бомж
Шаркая по асфальту разношенными тапками, брел по парку одинокий старик. Он  останавливался...
Читать статью...

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *