Мне казалось, я слышала свист стрел, лязг мечей и крики воинов, проходя мимо древних стен. Все эти звуки когда-то давно наполняли это место. А я все шла и вслушивалась, как будто пыталась расслышать сквозь время все то, что происходило здесь. Всю ту трагедию, которую пережили люди.
Масада. Древняя крепость. И древний урок для всех нас.
Фуникулер поднял нас быстро.
Мы всегда поднимались именно так. Гора высотой 450 метров и взбираться по “змеиной тропе” нужно 50 минут. Температура в Иудейской пустыне на солнце в сентябре достигает 40 градусов. Слишком жарко для меня. С фуникулера я смотрела вниз, на тропу, и думала о том, что 2000 лет назад фуникулеров не было, и люди поднимались именно пешком, несмотря на жару и отсутствие малейшей тени. Сколько же сил в них было?
История крепости начинается с середины II в до н.э. Она была впервые укреплена в период Хасмонейской династии при иудейском царе Александре Янае. Спустя время стратегические достоинства Масады оценил царь Ирод Великий и в 37 году до н.э. перестроил крепость, сделав из нее убежище на случай войны. С тех пор она служила ему зимней резиденцией.
Действительно, масштаб строительства, учитывая высоту горы, поражает. Трехъярусный Северный дворец до сих пор в некоторых местах хранит настенные росписи. И есть места, где красуется целиком напольная мозаика.
Помню как в первый раз я посетила Масаду. Я была поражена уровнем реставрации, рассматривала с интересом и наслаждением каждое сооружение. Вот тут была голубятня, а здесь синагога, а тут склады. И какая баня римского типа!
С восторгом сравнивала римские мозаики с византийскими (византийские монахи облюбовали эту крепость в V веке н.э.). В чем различие орнаментов и мастерства исполнения? Помню, как перелезла через ограждение и присела прямо на мозаику, чтобы руками прикоснутся к работе древних мастеров. Какое кощунство! Но желание насладиться и потрогать мозаичные камешки было настолько сильным, что правила для меня на тот момент не существовали.
С тех пор прошло 16 лет, и я уже не так наслаждаюсь.
Но вернемся к истории. 66 год н.э. Вспыхивает Большое восстание против римлян, историки называют его Первой Иудейской войной. Сикарии (представители анти римской еврейской оппозиции) захватывают Масаду. Но преимущество в войне на стороне римлян. И в 70 году н.э. они врываются в Иерусалим и разрушают его до основания. А самое главное — они сжигают Второй Храм, главную святыню иудейской религии. И Масада становится последним оплотом еврейского сопротивления.
Повстанцев было немного — с женщинами и детьми примерно 960 человек. Но крепость со всех сторон окружают римляне.
На протяжении 73 года н.э Масаду осаждали примерно 8 тысяч воинов, разбивших вокруг крепости 8 лагерей. Они соорудили блокадную стену, чтобы отрезать полностью повстанцев от внешнего мира, и начали строить осадный вал (земляную насыпь) у западной части горы, по которой можно было поднять осадную башню. Когда насыпь достигла 70-ти метров, они подняли по ней 30-ти метровую башню и пробили брешь в крепостной стене.
Мы остановились возле этого места. Внизу частично сохранился римский осадный вал. Я посмотрела налево, там был разбит римский лагерь, направо — еще один лагерь. Их остатки не так хорошо сохранились, но все же они помогают нам представить полную картину.
Глядя на них, я представила себя на месте жителей крепости. Что они чувствовали? Каждое утро просыпаться и осознавать, что они окружены врагами. И так день за днем, неделя за неделей видеть, как тысячи рабов строят вал, и понимать, что конечный итог и финальная битва неизбежны.
Мужеству древних евреев можно позавидовать. Их силу духа нельзя было сломить ни таранами, ни ядрами, ни осадной башней. Сикарии удерживали крепость так долго благодаря невероятной сплоченности и единству. Их вера и решимость помогали противостоять врагу, несмотря на его большой численный перевес.
Чтобы римляне не прорвались в крепость, повстанцы выстроили внутреннюю дополнительную стену из бревен с земляным наполнением. Такая защита идеально амортизировала при атаках ядрами и таранами.
Осада продолжалась, и у римлян заканчивалась вода: засушливая зима и пустыня делали свое дело. Напоить примерно 8 тысяч воинов и 9 тысяч рабов — непростое дело. Тем более до ближайшего источника воды надо было идти не один день. В то время как водосборники Масады были полны воды, которую надо было делить на куда меньшее количество людей, да и продовольственные склады евреев были полны провизии. Крепость не страдала ни от голода, ни от жажды в отличие от римлян. Нехватка еды и воды толкнула их поспешить с финальным наступлением.
И в ночь на 15 нисана (вечер Песаха) они поднимают осадную башню. Разрушив каменную стену, воины столкнулись с деревянным укреплением, которое не брал таран. Они недолго думали и решили поджечь дерево. И огненные стрелы устремились в укрепление. Но сильный ветер дул в сторону римлян, отгоняя пламя от крепости. Они почти отступили, понимая, что огонь перекинется на осадные машины и башню.
Казалось бы спасение Масады близко. Еще чуть-чуть и сикарии выстоят. Но все решил ветер. Да. Именно ветер. Он подул в обратном направлении, и дерево начало разгораться так, что стало понятно — крепость не выстоит. Римские воины отступили в лагерь, позволив огню сделать свое дело.
Тогда один из предводителей сикариев, Элазар бен Яир, произнес речь перед жителями Масады, в которой призвал их не быть рабами римлян, а умереть свободными людьми.
Пока пламя сжигало последнее укрепление Масады каждый воин должен был убить свою жену и детей. Дальше по жребию были выбраны 10 человек, которые должны были убить остальных мужчин. Затем они бросили еще один жребий, чтобы выбрать одного, который убьет оставшихся девятерых, а затем и себя…
Так погибли они все с уверенностью, что не оставили после себя ни единой живой души, над которой могли бы надругаться римляне (Иосиф Флавий)
Когда на утро римляне вошли в крепость, то увидели лишь горы мертвых тел, каждый воин лежал рядом с убитыми женой и детьми. Праздновать победу не стали.
Я все стояла и смотрела на крепостную брешь, перед моими глазами разворачивалась вся трагедия этих людей. Пролом на самом деле был не такой большой — несколько метров, повстанцы смогли бы потушить огонь… Но нет. Какое-то дуновение ветра решило судьбу почти тысячи человек. Я на мгновение представила, что было бы, если бы сикарии выстояли и римляне отступили? Ведь была же надежда на другой исход. Но история не знает сослагательного наклонения. И итог нам известен.
Они убили своих детей. Они убили своих жен. Я только на мгновение представила, как это страшно, когда на твоих глазах, твой собственный муж убивает твоих детей. И ты понимаешь, что сейчас он убьет и тебя…
Но в крепости были убиты не все. Две женщины с пятью детьми спрятались и избежали смерти. Они и рассказали римлянам о том, что произошло, а их историю с воодушевлением описал Иосиф Флавий в своей книге “Иудейская Война”.
Казалось бы, история Масады завершилась в 73 году н.э., но на самом деле она продолжается до сих пор. Мне кажется, что теперь весь Израиль — это одна большая крепость Масада, и со всех сторон её окружают враги. Нас осуждают практически все. Даже дружественно настроенные страны постепенно отворачиваются от нас, и лишь вопрос времени, когда мы останемся действительно одни.
Это уже было в нашей истории. Бесконечные споры и внутренние раздоры сделали нас уязвимыми во времена Иудейской войны. Вместо того, чтобы объединиться, еврейское общество раскололось: с одной стороны, сикарии, религиозные повстанцы, с другой, — привилегированная еврейская знать, стремившаяся сохранить свои позиции. Этот конфликт, раздиравший общину изнутри, сделал нас легкой добычей. В итоге ненависть евреев друг к другу стала причиной того, что римляне смогли разрушить Иерусалим, Второй Храм и в конечном итоге изгнать евреев с их земель.
Когда я думаю об этом, мне становится не по себе. Как будто мы и не вынесли урока. Сколько бы мы ни воевали с врагами, пока мы раздираем себя изнутри, ничего не изменится. И мне кажется, что иногда мы ненавидим друг друга больше, чем тех, кто в нас стреляет.
Ненависть и раздор — вот наше самоубийство. Противостояние друг другу делает нас слабыми и уязвимыми перед всем миром. И каждая победа все равно оборачивается осуждением и неприятием со всех сторон.
Нет единства — это значит нет силы. И сколько бы мы не воевали на наших границах, мы не сможем победить, пока не покажем всем, что мы единый и сильный народ. Только тогда будет настоящая победа.
Но сможет ли такое разношерстное общество объединиться? С одной стороны крайне религиозные, с другой стороны категорически светские. Кто-то крайне левый, а кто-то наоборот.
— Но что же нам делать, когда вокруг война?..
Я не могу перестать думать об этом. Что будет завтра? Хватит ли нам мужества не только выстоять перед внешними врагами, но и найти общий язык друг с другом?
Если вы будете в районе Мертвого моря, поднимитесь на Масаду. Пройдитесь по ее стенам, посмотрите на долину вокруг. Иногда кажется, что всё это уже происходило и всё ещё происходит. Может быть, тогда станет чуть понятнее, что делать дальше.
Спасибо! Было интересно.