Глядя в наши дни на мир, мы везде видим огромную проблему единства мира, только анархия и хаос на всех уровнях. Америка – в процессе наполненной ненавистью избирательной кампании, и можно только надеяться, что всё это не закончится гражданской войной.
Евросоюз подписал гигантский пакет мер по восстановлению после COVID, но склоки в процессе выработки этого соглашения выявили глубокие разногласия между странами-членами блока.
Ближний Восток никогда не был образцом для подражания в вопросе стабильности, – тем более, сегодня. В этом пораженном войнами регионе нет ни одной страны, которая не распадалась бы изнутри или экономика которой не была бы разрушена.
Добавьте ко всему этому напряженность между США и Северной Кореей из-за ядерной программы последней, а также все ухудшающиеся отношения между Москвой и Вашингтоном. В конечном итоге мы найдем вполне справедливой лаконичную оценку официального представителя Кремля Дмитрия Пескова “Ситуация очень плохая”.
Проблема единства – в состоянии мира
На самом деле, ситуация настолько плоха, что разразившийся COVID-19 вызвал дополнительное ухудшение состояния мира и скатывание его в сторону мировой войны. А глобальные вспышки анархии в последнее время доказывают, что ненависть распространяется еще быстрее, чем даже коронавирус.
Но если мы посмотрим на природу без пессимизма, то увидим, что природа – это сбалансированное и гармоничное единство самых, казалось бы, противоречивых элементов и частиц. А при взгляде на нынешний хаос с точки зрения конца процесса эволюции, когда человек как интегральная часть природы обязательно войдет в баланс с окружающим миром, нам станет ясно, что единственная причина растущей анархии – необходимость побудить нас выбрать единство вместо разногласий и антагонизма.
И поскольку в настоящий момент каждый человек настроен на борьбу за правоту своих взглядов, то анархия – единственный способ убедить нас в том, что ненависть себя не оправдывает. До тех пор, пока мы не убедимся в этом, анархия будет продолжать расти и причинять новые мучения человечеству. А вот когда наступит хаос и нам нечего станет есть и никому нельзя будет доверять, – это убедит нас изменить курс.
Но разве не было бы разумнее выбрать единство, прежде чем все это произойдет?
Решение проблемы единства мира
Единство не будет означать, что все во всём согласны со всеми. Люди родились разными и останутся разными. Проблема не в том, что мы разные. Дело в том, что мы ненавидим других людей за то, что они не думают как мы, не выглядят как мы, не говорят как мы и не ведут себя так, как мы. Проблема в нашем преувеличенном самомнении и в убеждении: только я прав, а все остальные ошибаются. Но разве я прав, если ненавижу людей за то, что они думают иначе, чем я, – даже если они действительно ошибаются?
Ненависть – это отрицание права другого человека на иное, чем у меня, мнение, характер, расу, веру или что-либо еще. Проще говоря, ненависть – это отрицание права другого человека на существование.
Но какова бы ни была наша эгоцентричная точка зрения, мир – это единое целое, элементы которого так дополняют друг друга, что никакая часть не может существовать без своей противоположности.
Мы сможем достичь единства только тогда, когда сохраним и уравновесим эти противоположности. День и ночь, лето и зима, рождение и смерть – все эти противоположности не создают анархии. Напротив, они создают порядок и поддерживают равновесие и жизнь!
Чтобы воспользоваться этой перспективой, мы должны стремиться к конечному результату – единству всего человечества.
И если, помня о проблеме единства в конце процесса развития человечества, мы исследуем прошлые и текущие события, то видим, что наше развитие неумолимо движется в этом направлении. Не к будущему дефицита или стресса, а к будущему спокойствия, благополучия и всеобщей взаимной заботы.
Однако, поскольку наше эго сопротивляется заботе о других, оно изображает нам это будущее мрачными красками. Но спокойствие и процветание не могут быть мрачными. И мы можем быстро и легко подойти к нашему многообещающему будущему, работая рука об руку над созданием процветающего общества.
Или можем отвергнуть неизбежное, настаивая на разделении и ненависти, и ждать, пока реальность заставит нас двигаться к счастью против нашей воли.