Будущее? — Оно светло и прекрасно

Конченая бесконечность
Мы, сами того не замечая, вошли в совсем другое время — и уже живем в нем, стараясь не видеть особенностей нового времени жительства.
Прежде всего, давайте вспомним, с чем мы распрощались. Еще несколько десятилетий назад мы жили в «золотые годы» последних лет детства человечества, когда простое потребление рождало будущее. В буквальном смысле, — будущее представлялось таким счастливым и бесконечным приобретением новинок, которые готовят нам наука и техника. Это были годы, когда человечество много производило, когда забыты были голодные годы и родители перестали перелицовывать для младших детей одежды старших. Даже в закрытом на замок Союзе народ стал более-менее нормально питаться, начал приобретать домашние приборы, холодильники и телевизоры.
Такой тип развития жизни просто обязан был быть бесконечным. Почему бы и нет? Разве человеку, как высокоразвитому животному, нужно что-то больше?
И вдруг, сквозь эту бесконечность, сквозь все те же лица телеведущих и все ту же здоровую, пещерную неприязнь к чужакам, сквозь союзы-однодневки, заключаемые в расчете на выгоду, сквозь все те же, веками освященные взаимоотношения власти и народа проступает что-то новое. Это новая, незаметно поселившаяся в каждой квартире и в каждой душе, сущность — общий, глобальный мир, который не оставляет места для различий между нами.
Мы еще продолжаем держаться за эти различия. Мы еще пытаемся жить прошлым: американцы еще мужественно выпячивают подбородки, напоминая народу о «передовой роли», в России все еще живо обсуждают проблемы Сталина, царя, Горбачева, в Израиле еще потрясают идеалами, все остальные тоже пытаются смотреть куда-то назад. Но прошлое, которым мы еще живем, торопливо прощается с нами, оставляя нас в корчах кризисов переходного возраста.
Уходящее от нас детство человечества, счастливую эру роста, рождающего иллюзию будущего, еще по-быстрому проживают бурно развивающиеся страны Востока, Юга. Пусть там многие еще ходят в рубищах и босиком, тем не менее, общества эти динамично входят в ауру, сферу, в которой все мыслится только развитием производства-потребления.
То, о чем так долго говорили
То, что мы прошли, — это, практически, перипетии развития эго человека, эго личного и группового. И так как сила развития эта действовала «изнутри», мы и сами не осознавали, почему и куда мы развиваемся, и какие этапы развития проходим. Мало понимая, зачем, — мы делали революции, изменяли устройство общества, семейные и общественные уклады. Но все это не были кардинальные и острые изменения от отцов к детям. Эго развивалось, требовало большего. Но, так как развитие имело линейный характер, это было всего лишь эго, и оно всего лишь требовало большего.
И вдруг наступает новый этап, который требует внутреннего изменения от каждого общества и каждого человека. Изменение это означает совершенно новую парадигму: восприятие себя и мира как единого целого.
Получается интересный разворот истории: свершается то, «о чем так долго говорили». То, о чем говорили в разные периоды, предсказывали в рамках различных социальных, социалистических утопий и теорий, то, что логически вытекало из всевозможных моделей будущего человечества, если оно рассматривалось в них как единая сущность. И вот, когда мы, наконец, отказались от всего этого, и нет уже ни социалистов, ни ревизионистов, ни мечтателей об общем едином мире, — появляется, в реале, необходимость быть глобальным человечеством.
Вдруг от нас этого начинает требовать, — кто бы и когда бы мог подумать, — сама природа, которая говорит: «Все вы для меня — одна сущность, одно существо. Все ваши попытки гордиться друг перед другом своими ведерком, совочком и пасочками — детские шалости в песочнице, не более того. Законы мои едины и неизменны, вы подчиняетесь им так же, как любая былинка и пылинка, и если вы их не знаете, тем хуже для вас».
Таким образом, кризис возникает в отношениях между эгоизмом, все более мелким и личным, и теми установками, которые дает природа.
И мы видим, — как начало, — что в развитых странах происходит интересный процесс, когда общество начинает отворачиваться от чрезмерного потребления, перестает видеть в нем идола, цель своего существования. Начинает видеть, что ограниченное, даже намеренно суженное потребление может стать основой нового, более высокого существования, может больше наполнить жизнь, чем постоянная погоня за наслаждениями, которые ничего не дали и даже стали тормозом развития.
В тех странах, которые уже прошли период развитого потребления (кроме тех общих мер, которые уже принимаются в связи с отрицательными последствиями неумеренного производства), сам человек начинает чувствовать, просто так: ну не надо мне это. Ненужными вдруг ощущаются сегодняшние новые технологические навороты в средствах связи, суперновинки. Так же как стали когда-то не нужны бывшие ранее пределом мечтаний огромные машины, лимузины, — стали вдруг не нужны, и все. Все как бы входит в нормальные рамки, перерастает себя, приобретает нормальные форматы.
Образование
Несмотря на то, что развитие глобальное, оно ставит перед людьми совершенно конкретные задачи.
Прежде всего, мы должны раскрыть, что такое глобальность. Потому что от этого, от раскрытия новой реальности зависит скорость нашего выхода из конфликта с природой, дальнейшее развитие сущности человека как единицы общества, его внутреннего мира. Никто не сможет решить никакие проблемы человека, если не смотреть на него, как на интегральную часть общества, — нет у человека «личных» проблем, нет ничего специфического в проблемах в замкнутом кругу семьи, деревни. Потому что маленькая деревня — это все человечество.
Всем раскрывается картина глобального мира и задачи, которые он ставит перед каждым. Нет уже ни развитых стран, ни «недоразвитых», — потому что эти разделения уже стерлись. Ситуация требует относиться ко всем одинаково, — но как это сделать?
Выход, как понятно, невозможно уже найти ни в политических, ни в научных, технических решениях, а только лишь в образовании.
В образовании всеобщем. Человечество ведь делится на множества групп, у каждого из которых свои цели, потребности, ментальности, и у каждой группы внутри масса еще более мелких проблем — частных, личных, местных, — бесконечное количество. Поэтому новое, глобальное образование, которое необходимо получить все нам, должно соответствовать не этой раздробленности человечества и не нынешним, уходящим в прошлое, ценностям. Все должны узнать о том, что делает с нами сейчас природа. Какой вызов она нам сейчас бросает? Что мы должны сделать для того, чтобы развиваться в соответствии с ее силами и законами, которые все более явно действуют сейчас на все человечество, требуя решения всех вопросов, исходя только лишь из реальности его единства?
Эти силы нас создали, вырастили, они сформировали человечество. Если мы их изучим, присмотримся, прислушаемся, мы обнаружим тогда очень серьезную, практичную, здравую, готовую картину мира и методику, по которой нам надо развиваться. У нас не будет уже тех состояний бессилия, как у «великих мира сего», которые собираются в дни кризисов, совещаются и не могут ничего решить. Они ведь не знают той реальной картины, которую нам всем предстоит узнать — человечество как единый организм, — поэтому мыслят понятиями состояния раздробленности и временности связей.
Изучая требования природы к нам, мы обновим свои отношения с ней, поймем и начнем соответствовать ее законам и почувствуем себя на другом уровне существования, — практически, в ином измерении.
07.07.2010
Михаил Гонопольский

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *