Нереальные дети. Часть 2

(Часть 1)

Девять жизней в запасе

Плохую шутку может сыграть и то, что мир современных детей просто перенасыщен информацией и спецэффектами. Разные виды электронных диковин не дают ребенку быть активным, проявлять собственную фантазию – за него уже всё придумано. Разработчики постоянно поражают воображение увлекательными и реалистическими новинками.

К примеру, одна дама привела своих детей в китайский цирк и была удивлена их спокойной реакции: ну и что особенного в этих трюках – ведь в видеоиграх они намного круче!

И что особенно тревожит психологов: у некоторых компьютерозависимых детей вырабатывается специфическое отношение к жизни и смерти. Дело в том, что они на бессознательном уровне принимают правила компьютерных игр, в которых без страха рискуют своей жизнью: потерял одну – можно начать игру сначала, купив новую жизнь или взяв её взаймы. Дети пытаются прожить ситуации подобно виртуальным героям – и им действительно начинает казаться, что у них в запасе девять жизней. При этом в реальной жизни у ребенка снижается чувство самосохранения, ослабевают механизмы психологической защиты. Эти эксперименты порой заканчиваются трагично: так, в мире уже известно немало случаев убийств среди подростков фактически по сценарию видеоигры.

Исследователи отмечают, что после просмотра сцен жестокости от 3 до 15 процентов людей ведут себя более агрессивно. Суициды среди подростков, чересчур увлекшихся компьютерными или видеоиграми, тоже не редкость. Именно поэтому во многих странах их пытаются держать под контролем. Конгресс США даже принял закон об обязательной маркировке видеоигр, чтобы родители знали о степени жестокости и сексуальной направленности их содержания. Игры имеют маркировку и поделены на пять категорий: ЕC – игра предназначена для маленьких детей; Е – игры для всех; Т – для подростков от 13 лет и старше; М – для игроков старше 17 лет; и, наконец, АО – только для взрослых. За время существования этой схемы было промаркировано более 4 тысяч игр. Две трети из них получили категорию Е.

Психологи уверены: видеоигры наносят колоссальный урон детской психике. Не случайно в настоящее время появились новые медицинские термины, такие как «синдром видеоигровой эпилепсии» или «синдром киберзависимости». В качестве шокирующего примера можно привести недавний случай в Екатеринбурге, где 12-летний школьник скончался от обширного инсульта. Это произошло после того, как он 12 часов подряд провел за компьютером в одном из местных игровых клубов. С диагнозом «эпилептический припадок» геймера доставили в больницу. По словам врачей, он потерял ориентацию в пространстве, перестал узнавать родителей, вел себя неадекватно. «Мы были потрясены степенью поражения мозга ребенка, – рассказал заведующий отделением детской больницы Екатеринбурга Алексей Сулимов. – Эмоциональное напряжение всё возрастало, и произошла закупорка сосудов. Поразительно: подросток умирал, но продолжал играть».

Реальная любовь

Вообще-то не хотелось бы говорить о компьютере как об однозначном зле, как бы то ни было, он плотно и успешно вошел в нашу жизнь. Кроме того, тот же компьютер даёт родителям массу возможностей контроля за собственным ребенком: время от времени посматривать, какие сайты он посещает, ставить фильтры на порно- и прочие недетские порталы.

Общаться с компьютером нужно, соблюдая правила безопасности, как, например, с электричеством. По мнению профессора кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ) Владимира Цепелева, ребенок дошкольного и школьного возраста не должен проводить за компьютером более 15 минут в день, чтобы избежать неприятных последствий. Вопрос: как это сделать?

По-хорошему, самый лучший способ не дать ребенку уйти в виртуальное пространство с головой – предложить ему увлекательную жизнь «в реале». Рецепт прост. Нужно чаще собирать детские компании дома, втягивать детей в игры, обучать их живому общению, путешествовать и много с ними разговаривать. В принципе хорошо бы и родителям немного владеть компьютерным сленгом, чтобы получить «код доступа» к ребенку. А также использовать приём, известный в психологии как «присоединие». Например, сесть с ребенком за компьютерную игру, вникнуть в суть процесса, понять правила и поиграть немного вместе, а потом предложить перенести этих героев в реальную жизнь: представить, как они могут выглядеть, нарядиться в костюмы, устроить маскарад, попробовать нарисовать этих героев, сделать комиксы.

В наших силах не потерять своих детей в холодных джунглях компьютерных сетей, где они могут превратиться в одиноких Маугли. Главное, помнить: ребенок всегда готов к новому и интересному, придумывайте сказки, истории, творите совместный миф. Вы удивитесь: вам и самим станет интереснее жить.

Ирина Якович,

психолог-консультант Института групповой и семейной психологии и психотерапии, оригинал в журнале «Итоги» здесь

 

 

Автор статьи
Также пишет Татьяна Хрипкина
Страх неведомого
Страх, относящийся к числу основных, – страх перед неведомым. На первый взгляд...
Читать статью...
  1. Катерина

    Очень актуальная тема!!! Многие родители сами приучают детей к компьютерным играм, только чтобы они не мешались под ногами. Начинается с казалось бы безобидных бабок ежек, а чем заканчивается и писать страшно. Хотя я сама против компьютера и интернета ничего не имею, думаю, просто ребенка с младенчества можно приучить к правильным вещам. Я сама в игры не играю, через интернет с малышом смотрим добрые клипы о природе, о детях, общаемся с друзьями и родителями. Ему нравится и большего он и не просит. Конечно его должны окружать такие же дети, как и он. Это проблема! Ведь многие на самом деле потеряны в вымышленном мире игр и прочего хлама.

  2. Екатерина

    Когда мне было 17 лет я подрабатывала в компьютреном клубе, собирала оплату и следили за продолжительностью игры.
    Вспоминаю с дрожью. Так как там я видела детей — подростков, которые могли часами сидеть и играть в контр-страйк (игра где друг друга убивают). Иногда я с этими детьми встречалась вне клуба, общалась в их компании. Некоторым я приносила одежду из дома, чтобы им было что одеть. Многие дети были в зависимости. Приходили и оставались играть на всю ночь. Где находили деньги — я толком не знаю. Играли с 9 вечера и до 9 утра. Их запирали в клубе, а потом утром я приходила и находила их в полуспящем состоянии на клавиатурах. Они играли по 12 часов в сутки. Такое было время. Это было 10 лет назад. Мне страшно за них. Каке они теперь стали…
    В основном были дети, которых родители недолюбили, или из несостоятельных семей. Помню как только приходил один состоятельный папа с сыном, сыну года 4. Садились за компьютеры и сидели часами, каждый за своим.
    Общение между детьми выстривалось через комп. сеть. Там в игре они встречались и выстривали между собой такую связь — убивали, конкурировали. У каждого был свой никнейм, свой стиль игры. Они объединялись в групки и воевали друг против друга. И так изо дня в день. Это было их жизнью, отдушиной.

  3. Наталья Плескач

    да, да, нам, очень часто занятыми своими заморочками, некогда просто любить своих детей. не поняв себя и мира, мы отгораживаемся друг от друга, теряя самое дорогое — любовь.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *