Учить ребенка правде жизни

Самый надежный способ справиться со страхами наших детей — это научить их разумному взгляду на вещи, заложить в них реальный, научный подход к жизни. Не раз мы слышали от своего ребенка о том, что он боится ведьмы в шкафу, привидений или чудовища под кроватью.

Чтобы он преодолел этот страх, нужно рассказать ему правду: объекты его страхов не существуют в природе, они всего лишь плод его воображения, картинки, рисующиеся в разуме, который еще не разобрался в реальном мире.
Мысли, не сфокусированные на чем-то конкретном, могут породить у ребенка фантазии или абстрактные образы, не существующие в реальности. Так же во сне мы видим иногда странные вещи потому, что недостаточная связь с «материей» позволяет абстракции проявляться в различных формах. Наш долг объяснять ребенку, что речь идет только о воображении, поскольку на деле формы всегда «облачаются в материал». Мы живем в реальном, материальном мире, где нет чудовищ, а есть лишь выдумки, посещающие нас во сне.
С раннего возраста нужно предъявлять и описывать ребенку только подлинную реальность, без лжи и «модификаций». Животные не разговаривают и не поют, фей нет, чудес не бывает. В противном случае, у ребенка создается представление о том, что звери думают и общаются, как мы, что кто-то или что-то может обладать сверхъестественными, магическими силами, и т.п. Наводняя неопытные умы множеством вымышленных образов, мы не только поощряем детей к отрыву от действительности, но и предрасполагаем их к тому, чтобы переносить эти домыслы в другие сферы своей жизни. Так ребенок приучается к иллюзорному подходу, отключается от реальности и утрачивает здравое, ясное отношение к ней.
Функция страха состоит в том, чтобы оберегать человека и предостерегать его от опасностей. Однако это касается страхов лишь перед существующими в реальности вещами, о которых у нас нет достаточной информации. Данный момент рекомендуется постоянно подчеркивать в разговорах с детьми. Правда, у них очень развито воображение, и до 5-6 лет границы между воображаемым и реальным ещё размыты, и всё же надо стараться снова и снова объяснять и разжевывать им, что страх вызван недостатком информации, а не химерами, лишенными всякой связи с реальным миром.
Казалось бы, что в этом нового? Разумеется, мы объясняем ребенку, что на самом деле у него под кроватью не прячется дракон. Подлинное новшество – это понимание того факта, что когда мы поощряем фантазии и придаем им почти такой же вес, как и реалиям, наши дети начинают думать, что сказочные персонажи живут в нашем мире, – нужно только отыскать их. Сами того не желая и не ведая, мы искажаем мировосприятие ребенка на всю оставшуюся жизнь.
Если мы хотим поддержать ребенка в преодолении какого-либо страха, то должны помочь ему лучше узнать мир. В таком случае страх становится тем фактором, который побуждает человека обретать всё новые знания. Например, если ребенок боится темноты или видит в ней пугающие образы, можно включить свет и продемонстрировать ему, что ничего не изменилось: «Сейчас свет горит, а сейчас – нет, и всё осталось на своих местах». При этом стоит вместе перебрать все предметы в комнате, чтобы ребенок сам убедился в отсутствии всяких перемен.
Другой способ преодолеть страхи – это рассказать ребенку «историю страшных историй». Начать с древнегреческой культуры, которая из-за незнания законов природы культивировала веру в сверхъестественные силы и божества. Продолжить про небылицы о чудовищах, духах и привидениях, которые распространяли религии, чтобы запугать людей и сделать их своими покорными прихожанами. Наконец, перейти к народным сказкам о лесных существах, о которых из уст в уста распространяли слухи в средневековый период, а сегодня часто изображают в смешных формах.
В целом бороться с воображаемыми страхами детей лучше всего так:

  • восполнять пробелы в знаниях ребенка, чтобы он правильно смотрел на мир;
  • придавать ребенку уверенность и обеспечивать его как можно более широкой социальной поддержкой дома и в воспитательных учреждениях (подробнее об этом читайте в статье «Интеграция в группу»).
  • призывать ребенка не бояться того, что страшно, а приподниматься над своим страхом, насколько это возможно.

Подъем над страхом произойдет тогда, когда ребенок сумеет убедить себя, что абстрактные образы, возникающие в его фантазиях, на деле не существуют.

Автор статьи
Также пишет Татьяна Хрипкина
Круглый стол "Сколько одиночества нужно для счастья?"
Продолжая рассуждать об одиночестве, хочется понять, где золотая середина между одиночеством и...
Читать статью...
  1. Елена

    все это замечательно и наверное правильно, и мы будем растить эдаких маленьких ученых… но вопервых, родители в своем большинстве к этому не готовы, а во вторых, чем мы можем заменить ребенку сказку? мы отнимем у него деда Мороза, а что дадим взамен?)))

  2. Лара

    Да, мне бы и самой хотелось поговорить об этом с авторами книги. Потому что есть дети все-таки разной мыслительной активности и свойств. Есть дети-творческие, им нельзя запрещать рисовать зеленую лошадку, потому что таких не бывает на свете. Этим мы просто убьем в ребенке творческую личность.
    Мне кажется, что важно не насаждать ребенку «дурацкие, выдуманные» истории и учить его отличать вымысел, фантазию от реальности. Не запрещать ТАК думать, а показывать РАЗЛИЧИЕ.
    к тому же детская психика очень подвижна, ребенок сам четко начинает различать, где и что.
    Я думаю, что книга во многом продиктована нашим телевизионным веком. Если ребенку ЧИТАЮТ книгу, то его воображение развивается, и он лучше понимает, что это он ПРИДУМАЛ, прочел. А если ему ПОКАЗЫВАЮТ по ТВ, где кино и новости смешаны в кучу, а видеоизображение сейчас почти реалистичное, то ему конечно начинает казаться, что Человек-паук и Гарри Поттер живут где-то рядом, он же еще не готов отличать реальность фильма от реальности жизни.

    1. Мария

      Я согласна, что речь идет не о творчестве, не о притчах и сказках, которые могут научить/рассказать ребенку о мире в иносказательной форме, а о конкретном и вредном вранье. Нет ничего плохого в зеленой лошадке, что ребенок представляет даже себя этой зеленой лошадкой, но, когда взрослый, начинает говорить, что зеленая лошадка прилетит и укусит ребенка за плохое поведение или что, если сильно захотеть, то все лошади станут зелеными и прочие выдумки — это искажает представление о реальности. Но я бы сказала, что достаточная часть литературы все-таки отрывает от реальности или делает ее пресной, вместо того, чтобы рассказывать, насколько удивителен мир вокруг нас, чтобы ребенок захотел познать природу именно такой, какая она есть. что мы знаем о лошадях, например? что единороги прикольны, потому что у них есть рог и крылья;) а обычная лошадь ест траву и какает:( какой ужасно несправедливый мир: единорогов нет, только какающие жующие траву лошадки. вот так мы преподносим детям правду жизни. а потом удивляемся, почему они не хотят учиться и жить вообще, становятся наркоманами и/или кончают жизнь самоубийством.

  3. Solo

    я помню, как одна мамочка желая успокоить дочь, рыдавшую над «Белый Бим, черное ухо» сказала дочери, что все это выдумки, неправда. В результате: мама соврала, потому что в основу повести положена реальная история; девочка, знавшая, что такое бывает в жизни, поняла, что мама ей врет (ну или совсем не разбирается в жизни). А можно ли доверять человеку, который врет?

    1. Java

      жаль, что эта мамочка не знает, что через слезы девочка учится состраданию и любви, пусть бы плакала на здоровье и почаще…..

  4. Галя

    чтобы рассказать о «подлинной реальности» и этим самым еще больше не напугать ребенка-нужно быть виртуозом в этой реальности! т.е. знать зачем она нам дана . и почему она такая. Какова моя личная роль (и ребенка)!
    и кто расскажет мне об этом?

  5. Зима

    Прекрасно! Давайте отберем у детей детство, веру в чудо, в сказки, в фей и Деда Мороза с самых пеленок. Нечего тут, понимаешь, фантазировать! Непрактично!
    Вместе с водой выплеснули ребенка — именно этот случай. В борьбе с негативом — страхами — уничтожим и весь сказочный позитив в жизни ребенка. Эдакая подготовка к взрослой жизни с младенчества: где в сказках врут, у феи — китайская волшебная палочка и муж алкоголик, взрослые — циничные и подлые.
    Более бредового давно ничего не читала.

    1. Мария

      А почему позитив должен быть сказочным? За сказками о бабе яге и кощеях бессмертных замечаем ли мы потрясающую реальную природу со всем многообразием связей? Почему нужно фантазировать о принцессах и феях? Я понимаю, мы хотим оторваться от реальности и оторвать от нее детей, потому что мы не можем им дать ничего лучшего и хорошего, чем несбыточных и нереальных мечт, а также страхов о том, чего никогда у него не будет… а потом удивляемся, почему вырастает несчастный человек, который никуда не вписывается.

    2. Татьяна Хрипкина

      Недавно читала материал про Бьорк, певица из Исландии. Ее спрашивали, верите ли вы в эльфов, она ответила «да». Видели ли вы «эльфов»? Ответила, «нет, но знаю тех, кто видел».
      Дело тут не в Бьорк, а в том, что большая часть жителей Исландии верят, а точнее «абсолютно уверены», что эльфы существуют. И даже однажды голосованием отказались от строительства магистрали крупной потому, что она должна идти через лес, в котором якобы эльфы живут.
      Вопрос: почему человеку нужно наделять природу «человекоподобной душой» для того, чтобы относится к ней с любовью, уважением, бережно?
      Правильно ли насаждать «человекоподобное» отношение к природе, если человек «мал» и по другому не понимает? В детстве ребенок лупит палкой по траве — траве не больно (мы так думаем), кошку бить нельзя — ей больно, и она еще укусит исцарапает. Человека бить нельзя — он та-ак наподдаст. А природу (вот всю природу) можно — мусор сваливать, ненависть изрыгать.
      Где проходит граница? Как не очеловечивая природу научиться относиться к ней бережно, с уважением и любовью?

  6. надежда

    я по поводу говорящих животных в сказках скажу, вернее спрошу: зачем они говорят в сказках? 😯 ну правда? зачем так искажать реальность? можно же все перевести во взаимоотношения между людьми?

    1. Марина Жигалина

      ИМХО, потому что так нагляднее, проще. Чтобы рассказать сказку о людях, надо рассказать о характерах ее персонажей. Сказка через отсылку к образу животного позволяет одним его названием выразить некие стандартные ее черты (типа, собака верная, лиса хитрая …) Причем для маленького ребенка волк из всех сказок — это один и тот же персонаж. Рассказать о каких-то Васе, Маше, Пете можно, но это дольше, а для определенного возраста (год-два, наверное) объем может быть критичен. А потом обычно сказки о животных сами по себе постепенно сменяются всяческими «Эмилями из леннеберги».
      Опять же человек учится воспринимать метафоры.
      Ну и для того, чтобы не путать ребенка ИМХО достаточно наладить его общение с реальными животными. Вряд ли деревенский ребенок даже очень маленький будет считать, что курицы говорят что-то иное, чем «ко-ко-ко». Ну или если в городе у него дома есть кошка (собака, рыбки, хомячок), он ходит в зоопарк, ездит в деревню и т.п.
      Вообще, утверждать, что животные не говорят ведь тоже нельзя — это довольно грубое упрощение. Они говорят по своему и зачастую способны к очень сложным социальным взаимодействиям. И может быть, для каких-то детей переход от «они говорят/думают» к «они говорят/думают по-своему» будет проще?

  7. Марина Жигалина

    Я согласна, что умение отличать сказку от реального мира необходимо. И показывать красоту, разнообразие, увлекательность реальности очень важно
    Но все-таки есть у меня определенные сомнения.
    Все эти сказки и мультфильмы на определенном этапе — часть общей культуры. Разве это не вызовет определенные проблемы в социализации ребенка?
    А еще не может такого быть, что путается причина и следствие? Чтобы ребенок по настоящему испугался чудища, надо чтобы он чувствовал себя уязвимым. В этом случае и без сказок он найдет чего бояться (болезней, смерти, плохих дядей, катастроф всяческих и т.д.). А в спокойной обстановке и драконы не страшны (их же папа с мамой всегда прогнать могут).

  8. Спокойный

    думается, не в сказках проблема
    а в человеке, склонном сваливаться в иллюзии
    говорят 70% или больше людей иррациональны (что тоже не случайно) а остальных научили быть рациональными
    и не сказал бы что последние эффективней или лучше живут
    в человеке проблема, бывает ничем и не поможешь… есть много знакомых, которые колдуют, пыжатся с мыслеформами и прочими выкрутасами, хотя это им никак не помогает.. но они уверены что было бы еще хуже )

    1. Марина Жигалина

      Вот и я тоже, как ваши знакомые, живу в своем мире, где есть всяческие ведьмы, мыслеформы, талисманы, эгрегоры и еще много всего. Хотя с другой стороны теория Большого взрыва ценится мною много больше, чем сотворение мира за семь дней. И муж — материалист до мозга костей.
      Понимаю, что с моей стороны это эскапизм. И то, как важно с детства привить критичное мышление и умение рассуждать логически.
      Поэтому к статье я не объективна, конечно. Но хочу разобраться.

  9. Елена

    Марина Жигалина:
    Я согласна, что умение отличать сказку от реального мира необходимо. И показывать красоту, разнообразие, увлекательность реальности очень важно
    Но все-таки есть у меня определенные сомнения.
    Все эти сказки и мультфильмы на определенном этапе – часть общей культуры. Разве это не вызовет определенные проблемы в социализации ребенка?

    да, это точно!
    вспоминая сейчас своё детство — там мы как раз и связывались, т.е. общались на как раз на этих вымышленных мультиках (Нафаня, Кузя и т.п.) и получали радость от этого.
    но с другой стороны, тоже личный пример: с детства у меня была любимая игрушка — чебурашка, и когда уже лет в 15 я начала искать, спрашивать у всех: где-же живёт чебурашка на планете? — как будто получила поддых, я не могла поверить, что это вымысел!
    видимо, моя детское мировозрение настолько сроднилось со свойствами этого персонажа, что открывшаяся правда выбила подо мной некую мою сложившуюся с детства основу жизни: поведений в тех или иных ситауциях, отношений, т.е. отождествления с поведением персонажа.

    1. Марина Жигалина

      Никак не могу вспомнить свой опыт отрыва от сказки (может у меня его и не было — а была замена одних мифов на другие). Но мне кажется, что убирание вымышленных существ эту проблему бы не решило. Не было бы сказок о Чебурашке, была бы какая-нибудь Пеппилотта, нет?

    2. Елена

      на ответ Марине Жигалиной (кнопочки ответить под ответом Марины не нахожу)
      вот думала некоторое время.., получается, хм.., что мы обречены продолжать врать своим деткам?
      хотя с другой стороны понятно, у нас нет примеров, как получать радость от отношений между людьми, не ущемляя любую сторону
      задачка ещё та ) (как-то у нас это не прояснено)

    3. Марина Жигалина

      Примеры получения радости все равно неплохо бы искать ;)Параллельно с рассказыванием сказок.
      А вот прибегать к «бабаю», чтобы заставить ребенка поступать, как хочется родителям — не обязательно. Как и врать о своих мотивах, о последствиях поступков и т.п. Я часто ловлю себя на лжи там, где по хорошему надо просто проявить чуть больше терпения.
      Интересно, кому-нибудь удавалось избавиться от мелкого вранья про то, что страусы прячут голову в песок, ежики питаются грибами и яблоками, а хамелеоны меняют окраску под цвет окружающей среды?

  10. Марина Жигалина

    Татьяна Хрипкина:
    Где проходит граница? Как не очеловечивая природу научиться относиться к ней бережно, с уважением и любовью?

    Наверное, можно говорить о том, что зеленая лужайка красивее вытоптанной земли. Что городская природа — чей-то труд, кто-то сажал, поливал. А лес — дом для птиц и зверей. Оттого, что зайчик не заплачет горючими слезами с воплем «кто ж мою избушку порушил», его не менее жалко. Ну а в более сознательном возрасте про экологию, взаимосвязь всего живого и т.п.
    Я сама-то очеловечиваю, да. И с травками разговариваю, и лесу на входе кланяюсь.
    С другой стороны, когда увидела на детской площадке, как за сорванный лист ребенок оплеуху получил с криками «я тебе сколько раз говорила, что деревьям больно», то это было на мой взгляд не адекватно.

  11. Марина Жигалина

    С другой стороны я допускаю, что отдельные нереальности могут действительно представлять опасность. Например, идея о том, что все наши мысли и желания рано или поздно исполняются, может оказаться для ребенка непосильной ответственностью. Представляете, если он в гневе пожелает чего-то плохого, а оно и впрямь случится (бывают в жизни совпадения).
    Ну и чисто физическая опасность — вообразить, что ты феечка или супермен какой-нибудь и умеешь летать. И выпасть из окна.
    Наверное, есть и другие опасности.

  12. Beloved

    Некоторое рациональное зерно тут есть, хотя и очень уж примитивно и прямолинейно мыслит автор, видимо неспособный понять разнообразие мира. Такой памфлетик в стиле воинствующего атеизма 20-х годов получился.
    Да только в любом случае, не много будет толку в этом «обучении правде», пока в школах существуют уроки православия, и в неокрепшие умы вдалбливают куда более вредные сказочки вместе со страхами «гнева божья» и загробных мучений.

  13. Алиса

    Осилила статью только по диагонали. Сложилось впечатление, что автора чем-то сильно обидели феи с единорогами или он просто агрессивный материалист.
    Суть на мой взгляд том, что основные страхи приходят не из рассказов о бабаях, а их родительского равнодушия и невнимательности. Дети обычно не боятся неизвестности и чего-то нематериального, они одержимы жаждой исследования. И мама, как и любая самка, должна постепенно приучать свое чадо к самостоятельности и исследованиям, не «срывая» это бесстрашие по мелочам. Но сейчас очень многим свойственна гипер-опека — ребенок один и все внимание женщины на него, возможности исследовать мир в компании у него нет. В итоге мы получается зашуганных, полных комплексов существ, которым с детства строго-настрого запретили «туда ходить, потому что там опасно».

  14. Вера

    Вот подумала, вспомнила свои детские страхи, связанные с образами приведений,ведьм,бабаев… Наверное меня пугала в этом неизвестность и опасность, которая может появиться вдруг, ниоткуда,внезапно. А так как эти образы рисовались коварными, всесильными, сверхестественными, то я ощущала свою слабость,беспомощность…, то есть невозможность, неспособность противостоять, да и вообще выжить. ( Конечно в таком случае прибегнешь и к «добрым образам», которые придут помогут и спасут))
    Приподниматься над страхами, конечно, придется. Иначе теми же сверхестественными силами можно наделить и Васю,Петю,Машу…

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *