Начало. Часть 1 «Сказки и потешки для раннего развития детей»
Часть 2. А счастлива ли та женщина, которой достался в мужья Иванушка-дурачок?
Когда у ребенка сформируется способность образно представлять и фантазировать наступает пора волшебных сказок. Признавая заслуги этого жанра, я бы оставила этот раздел сказок фольклористам, которые с удовольствием их препарируют и даже классифицируют с помощью формул, например: O1SˉFˉM — героические сказки, змееборческого типа (АТ 300—301), B1DˉSM — сказки об изгоняемых из семьи, отданных во власть лесным демонам (АТ 480, 709) и т.д..
Каждому персонажу фольклорной сказки действительно отведена собственная роль. Так вот, роль Бабы-Яги двойственная: хозяйка леса, которую надо задобрить, и злобное существо, сажающее детей на лопату, чтобы зажарить. Выбирайте, что вам больше нравится, но сюжета, в котором бы эта старуха добровольно помогала добру-молодцу и красной девице, не известно. А вот с Кащеем, скаредным чародеем, хранителем подземного царства, да, она воевала, пользуясь современными терминами, за сферы влияния.
Если Иван дурак «свободен от амбиций, страха и желаний», то почему же он всякий раз норовит жениться на царской дочери, получить приданое, богатство, славу? Ну, а на тему «Счастлива ли та женщина, которой в мужья достался Иванушка-дурачок?» просто интервью на улице провести можно.
Фольклорная сказка, по своей сути, является неким отражением природной народной сути. Вот, русский мужичок по натуре ленивый: на печи ему привычнее, потому что и тепло, и как транспортное средство пригоже (ну, в лес там, за дровами и т.д. — Емеля). Но он хоть и наивный, но в смекалке ему не откажешь. В славе особенно не нуждается: слез с печи, разгромил войско вражеское – и опять на печь, даже имени своего не назвав (Илья Муромец). За богатством особенно не гонится — не готов, как герои латышских сказок работать и копить копейку к копейке, чтобы купить лошадь и работать еще больше, но если богатая невеста подвернется, то отчего же ее не рассмешить, если за это станет на царство? Так что это малое дитя, которое к тридцати годам плохо на ногах держится и с руками не в ладах (Илья Муромец), весьма и сейчас распространенное явление. Но в отличие от былинного героя современные часто беспомощные молодые люди так и не сходят с родительской печи, так как излишняя опека лишает их всяческой инициативы. Ну, это уже тема другого разговора.
Вообще я впервые встретила попытку одухотворить волшебную фольклорную сказку и использовать ее в качестве объяснения таких понятий, как эго, поиск своего я, эгоизм, преодоление самого себя и т.д. у автора «Герои русских сказок воспитывают детей и родителей». Для взрослого человека – довольно странный выбор материала для работы над ошибками. А детям гораздо полезнее познакомиться с персонажами этих сказок именно с точки зрения культурных традиций и продолжения этих традиций в работах художников и музыкантов.
Например, можно рассказать о том, что Змей Горыныч встречается в сказках других народов, что свидетельствует об общих культурных традициях, показать его характерные черты, продемонстрировать, наконец, копию с картины Ивана Билибина и т.д.. Хотя можно поступить и наоборот – объяснить ребенку сюжет картины, рассказать либретто к сказочной опере. Все зависит от эмоционального состояния ребенка.
В любом случае восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, своем будущем, а не пугать его, поэтому, если вы решите читать волшебные фольклорные сказки, то начинать лучше с произведений, имеющих простой сюжет с последовательно развивающимися событиями и счастливым концом. Необходимо помнить, что персонажи волшебных сказок могут вызывать у ребенка страхи, и лучше использовать сказки, в которые вы сможете внести изменения по ходу действия.
Окончание. Часть 3. Как литература и авторская сказка могут помочь в воспитании ребенка
Я не могу читать детям сказки про бабу Ягу и т.д. Это то чего нет в мире, это иллюзии и ребенок не понимает вообще о чем речь. Это нам взрослым понятно , так как мы выросли на этом, и конечно же ощущаем к этому тепло так как это связано с нашим детством. А ребенку, чистому листу — неоткуда взять эти формы, что такое кащей бессмертный и как он вписывается в мир ребенка?
Зачем обрисовывать ребенку несуществующий мир, погружать в него, а потом когда он из этого мира выйдет — то он сможет вообще параллели то пострить с тем миром где он живет? Почему через такое искажение нужно учить его жизни?
Почему не придумать истории про детей и взрослых? Настоящих людей а не выдуманных персонажах.
Помню Яркое впечатление в детстве.
Смотрела мультик бемби, когда мультик закончился, я хотела только одного — быть олененком и жить в этом выдуманном мире — разговаривающих животных. А этот мир, в котором я как ребенок — да я не хочу в нем жить… Он не такой яркий по сравнению с выдуманным.
Но вобщм нет ничего в мире лишнего, и у всего есть смысл. Поэтому фольклор должен иметь место быть. Но может попозднее когда дети подрастут. Рассказывать им как историю народа в котором они растут.
Но учить на этом их современной жизни — не знаю….
Совершенно согласна с Вами, что, как Вы пишите, «современной жизни» учить на волшебной сказке ребенка не стоит. К этому разделу литературы следует относиться, как к культурному наследию, и говорить об этом следует позже, когда, скажем, будете знакомить своего ребенка с музыкой (Рахманинов, Мусоргский, Чайковский, Григ и т.д.), живописью (Васнецов, Билибин, Малютин и т.д.) и русской классической литературой (как бы Вы не старались, а Пушкина в школе будет «не обойти»).