Опять на новостных просторах мне попалась новость, что экоактивисты облили очередной шедевр супом. Как они уже достали! Ну? Кто на этот раз «жертва»? На этот раз Клод Моне и его «Весна». Совсем недавно – это была сама «Мона Лиза». Мне, как искусствоведу, особенно больно читать такие новости. Я очень ценю и люблю искусство, восхищаюсь живописью великих мастеров. И мне не понятно – почему именно картины? Почему экоактивисты не заливают супом офисы нефтеперерабатывающих компаний, входные двери фабрик и заводов? Что им сделали невинные картины, мирно висящие себе в музеях? Они их рисовали?
Зачем портить шедевры?
Сами борцы за природу по-разному объясняют, зачем они это делают. К примеру, облив «Весну» Моне они заявили, что это может быть последняя весна, если не предпринять меры, то в будущем художникам нечего будет рисовать. Представители этого же движения облили и самую знаменитую картину Да Винчи, предупредив, что это только начало.
Другие активисты заявляют, что искусство не дороже жизни, еды и справедливости, и обвиняют во всех бедах – нефть и газ.
Но в принципе, они не только супами обливают картины, еще могут дорисовывать на них разные изображения или приклеивать на картины фото самолетов и фабрик. Жертвой именно такого экотворчества стала картина «Телега для сена» Дж.Констебля.
А еще можно приклеивать свои руки к раме картины суперклеем. И если сами полотна защищены стеклом, то рамы нет. А рамы картин также имеют высокую ценность и значимость. И после супов и суперклея полному восстановлению не подлежат.
Есть еще такие «зеленые», которые выбегают на футбольные поля во время матча, на гоночные треки Формулы-1, блокируют дороги и мосты…
Таким образом, они демонстрируют свое крайне агрессивное отношение к тем, кто игнорирует проблемы климата. Они считают, что именно так можно обратить внимание общества на эту беду и заставить задуматься политиков над самой, по их мнению, важной проблемой мира.
Я согласна, что экологическая ситуация на нашей планете, мягко сказать, плохая. Прогнозы экологов ничего хорошего нам не предвещают. Но причем тут Ван Гог, Веласкес и Моне? Неужели этим можно чего-либо добиться?
Примеры из истории
На самом деле история искусства знает много примеров вандализма. Вот знаменитый случай из истории Древней Греции: Герострат сжигает храм Артемиды Эфесской в 356 г. до н.э. И его не остановило то, что это было одно из 7-ми чудес света. А почему сжег? Всего лишь хотел, чтобы имя его осталось в истории.
Само слово «вандализм» происходит от древнегерманского союза племен вандалов, которые во времена Великого переселения народов разграбили Рим в 455 г. н.э. Несмотря на то, что они вывозили ценности, а не уничтожали их, за вандалами в истории закрепилась слава «варваров».
С тех пор прошло много времени и сейчас, закинув в поисковик запрос по этой теме, я наткнулась на множество достаточно интересных статей, с подробными классификациями и типологией вандализма.
Меня не оставил равнодушной арт-вандализм. Вандализм как художественный жест. Вот как относиться к художнику, который намеренно портит чужое произведение искусства, пытаясь донести до людей свой посыл? Например, художник Роберт Раушенберг стер рисунок другого художника Виллема де Кунинга. И объяснил это тем, что пытался нарисовать поверх его рисунка – другой рисунок… обратным концом карандаша – ластиком. По словам художника 3 недели «стирал» (или рисовал?). В итоге Кунинг в шоке, потому что его рисунок уничтожен, Раушенберг счастлив, потому что самоутвердился за счет другого знаменитого художника. И у него получилось, потому что этот стертый рисунок выставлен в музее современного искусства в Сан-Франциско. Полюбуйтесь: вот так теперь выглядит это произведение искусства.
И я как искусствовед, должна видеть в этом глубину и амплитуду замысла(!). Но на самом деле я думаю о том, что чувствовал Кунинг, как потрясла его эта новость.
Но пойдем дальше. Среди всех видов вандализма самый беспощадный это идеологический вандализм. Целенаправленное, полное разрушение памятников искусства. Я помню, как во время войны в Сирии ИГИЛ начал разрушать Пальмиру – древний город основанный в 1500 г. до н.э. и процветающий вплоть до поздней Античности. Это произошло в 2015 году, когда боевики захватили округ Тадмор с центром в Пальмире. Вначале они снесли статую Лев Аллат (I в. н.э.), затем взорвали древний храм Баалшамин (131 г. н.э.) и разрушили храм Баала (32 г. н.э.). Потом они пытали и убили главного смотрителя Пальмиры. А все, что невозможно было вывезти и продать, они уничтожили, в том числе Триумфальную арку времен Древнего Рима. Когда я смотрела репортаж об этом в 2015 году, то не могла поверить своим глазам. Меня просто парализовало. Как? Зачем? Уничтожить все и казнить всех, кто с этим связан! Ради чего? Ради идеи? Мне очень хотелось тогда, чтобы их что-нибудь остановило. Но этого не произошло. За Пальмирой они продолжали уничтожать и другие древние города Сирии.
Можно ли спасти мир?
Сейчас, спустя столько лет я понимаю, что на все это людей толкает сила их ложных убеждений и искаженное восприятие этого мира. Люди, уничтожающие архитектурные памятники во имя религии или идеологии, искренне верят, что делают «правое» дело, что исправляют этот мир. Например, экоактивисты убеждены, что своими акциями протеста в художественных галереях, они смогут помочь этой планете улучшить экологию. Что это заставит людей обратить внимание на биосферу и задуматься над проблемами земного климата. Но возможно ли таким образом изменить поведение человека и повлиять на мир? Можно ли таким образом исправить окружающую среду?
Вы ответите – нет, и я соглашусь. Потому что нельзя изменить мир под себя и свое восприятие. Даже если твои устремления абсолютно этичны и направлены в доброе русло, и даже, если ты хочешь спасти планету для будущих поколений. Ведь, всем хочется жить в мире полном гармонии и счастья, и вряд ли кто-то будет против.
Но насколько эффективны такие экстремальные методы для реализации этой мечты? Полагаю, что вовсе не эффективны. Мое мнение: нужно начинать с себя и брать на себя полную ответственность за свои поступки.
Недавно моя подруга устраивала пикник на природе в честь своего дня рождения. И как же все были удивлены тем, что пластиковая посуда – абсолютно отсутствовала! Она была заменена приборами из натуральных материалов. Да, это дороже, но вред от пластика был исключен.
Именинница озвучила тогда свою принципиальную позицию: «Я перестала использовать пластиковую посуду вообще. Все, что можно сдать на переработку – сдаю, включая одежду. Использованные батарейки выбрасываю в специальные сборники».
Для меня это стало примером и поворотным моментом в моем поведении. Подруга никого не учила, ни к чему не призывала. Она просто начала с себя. И я вслед за ней стала делать также. Теперь даже лекарства, у которых вышел срок годности, несу в поликлинику и выкидываю в специальный контейнер.
Но еще мне бы хотелось добавить, что да – наш мир не совершенен. В нем слишком много проблем. И не только с экологией. Лично мое мнение – все дело в том, как мы сами позиционируем себя в этом мире. Я часто повторяю себе и другим, важно не то, что делают другие, важно то, что именно ты несешь в этот мир!
Для меня важно, что и как, я сама делаю! На что направлены мои действия? На разрушение? Или, наоборот – на созидание? Потому что, если и я, и каждый из нас будет проявлять любовь и заботу, поддержку и уважение к своим близким и ко всем окружающим, – только тогда наш мир изменится!
Если каждый человек осознает свою ответственность за собственное поведение на этой планете и начнет думать не о личных наслаждениях, а о благе окружающих, то это станет первым шагом к изменению мира вокруг нас.