ГУНДАРОВ ИГОРЬ АЛЕКСЕЕВИЧ — доктор медицинских наук, кандидат философских наук, профессор, академик РАЕН, руководитель Центра мониторинга благополучия регионов ИСП Академии труда и социальных отношений; заведующий лабораторией функций и методов управления здравоохранением НИИ общественного здоровья Первого МГМУ им. И.М.Сеченова.
— Игорь Алексеевич, в завершение круглого стола (прим. ред-ции: круглый стол Дениса Медоуза «Пределы роста») я хотела спросить, как Вы считаете, является ли этот кризис глобальным и в большей степени социальным? Или это только экологический кризис?
— Это – глобальный кризис, относящийся ко всему современному мироустройству. Поэтому преодолеть его можно только адекватным по глобальности ответом. Как ни трагично звучит, поймите меня правильно, я рад, что такой кризис наконец-то наступил, и при моей жизни. Почему? Отвечаю как врач, занимающийся общественным здоровьем. Кризис подтолкнёт человечество к выздоровлению от прогрессирующей застарелой опасной болезни. Он обострит ситуацию, и тем заставит инстинкт социального самосохранения приступить к поиску нового, более гуманного и экологически разумного общественного устройства. Проблемой рождения нового социального строя я и мои коллеги (Ассоциация независимых учёных «Россия XX-XXI») занимаемся более пятнадцати лет. Поэтому я радуюсь, что наконец-то окажется востребованной наша многолетняя работа. Сама жизнь принудит народы выбрать правильный ответ.
Меня упрекают, ты романтик, утопист. Я не утопист, поскольку обнаружил «четыре лома, против которых нет приема», и они с неизбежностью вытолкнут мир на курс эколого-гуманистического прогресса. Профессор Медоуз показал сегодня два из них.
Первый «лом», это разбалансировка экологии: истощение природных ресурсов, техногенные аварии, нарастающее загрязнение, уничтожение биологического разнообразия и др. Максимально такое может продержаться ещё 10-15 лет, а дальше станет невозможно существовать по-старому, потребуется что-то новое.
Второй «лом», это трагичные демографические процессы: из-за низкой рождаемости вымирает белое население Европы, Северной Америки, России. Почему не рожают? Оказалось, не потому, что не хотят, а потому, что не могут из-за психогенного бесплодия. Тотальная депрессия, потеря смысла жизни, озлобленность, агрессивность подавляют репродуктивные способности мужчин и женщин. Я эти вопросы изучаю как врач-демограф. Даже животные не размножаются, если чувствуют неволю, как в зоопарке. Инстинкт самосохранения принудит общество искать новый строй, где люди будут ощущать себя свободными и счастливыми.
Третий «лом» – эпидемия международного терроризма. По сути, это уже не терроризм, а начинающаяся всемирная гражданская война недовольных против довольных. Одним из её проявлений была череда бунтов в странах Северной Африки. Человечество не хочет жить в несправедливом и негуманном мире. Но реагирует извращённым образом, так как не понимает, что должно прийти взамен. Остановить терроризм сможет только установление на планете справедливого устройства жизни.
Четвёртым «ломом» является угроза поглощения Китаем обезлюдивших территорий Сибири и Дальнего Востока, если будем жить так, как сейчас. Профессор Медоуз убедительно показал это на своих картах. В Харбине есть даже специальный орган по управлению сибирскими поселениями.
Пятый «лом» появился недавно – лавинообразная деградация российской государственности, несмотря на все усилия правящей партии и правительства. Коррупция разъела бюрократический аппарат сверху донизу, так как сердцевиной капиталистического строя является смертный грех «сребролюбия»: всё продаётся и всё покупается.
Опыт 40-летней деятельности «Римского клуба», пытавшегося вразумить лидеров капиталистического и коммунистического миров, показал невосприимчивость обоих к призывам экологического разума. Значит, и следующие сорок лет не дадут позитивных результатов.
Вывод: требуется другой тип мироустройства. Разве кто-нибудь доказал, что не может быть ничего иного, кроме капитализма и коммунизма? Никто не доказал. Впереди у человечества тысячи лет развития. Пользуясь терминологией Маркса, «общество беременно открытием нового строя». Но роды всегда тяжелые и кровавые, я как врач это знаю. России выпала великая часть стать родильным домом следующей модели цивилизации, а нам быть её акушерами. Покажите, в какой ещё стране идёт целенаправленная многолетняя научная разработка концепции и архитектуры нового общественного устройства? Нет такой страны.
Настало время озвучить результаты нашей работы и показать, что главной причиной глобальных бед является истощение творческого потенциала капиталистической и коммунистической формаций. Спасительным «лекарством» станет открытие новой формации, доведение этого открытия до людей и начало строительства нового мира. Тогда идея, овладев массами, окажется способной преодолеть общую мировую болезнь, внешне проявляющуюся многообразными локальными кризисами: экономическим, демографическим, экологическим, этическим и др.
— Каковы главные принципы нового движения, новой модели?
-Назову пять основных:
Первый принцип. Новый строй должен не выдумываться в тиши кабинетов, а открываться в потоке человеческой истории. Так учил Маркс, открывая коммунизм. Неразумно отбрасывать классика, как и неразумно утверждать, что его учение всесильно. Оно просто сильно, но лишь на треть. А две трети жизни объясняются другими учениями. Им был открыт один из «моторов» человеческого развития – взаимодействие производительных сил и производственных отношений, названный материальным базисом, а всё учение – историческим материализмом.
Важно, что на том этапе экономический детерминизм был способен автоматически направлять движение капитализма и коммунизма, где бытие определяло сознание. Тысячелетиями стремление к материальному благосостоянию служило главным стимулом прогресса, подняв человечество на нынешние высоты. В желании стать богатым заложен мощный позитивный стимул. Однако к концу ХХ века его творческий потенциал истощился. Богатств накоплено много, а люди не становятся счастливее.
Мы обнаружили новый исторический «мотор», который при Марксе был слабым, а сейчас выходит на ведущую позицию. Это гуманизация общественного бытия: расширение участия людей в социальных процессах как полноправных граждан и рост уважения к человеческому достоинству.
Второй принцип. Гуманизация общественного бытия неизбежно приведёт народы к осознанию себя хозяевами собственной жизни. Раньше реальными хозяевами были классы, партии или личности, теперь субъектом государственного права начнут становиться народы. Того требует и Конституция России:«…единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ» (ст. 3).
Новому хозяину потребуется новая глобальная цель, объединяющая всех. Прежняя цель, стать богатым, разделяла народы. А что может быть важнее богатства? Счастье. У всех народов счастье ценится выше богатства, оно объединяет людей. Однако слово счастье обычно используется на индивидуальном уровне. Для социума требуется другое понятие. Лет пятнадцать назад мы предложили «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ». Это словосочетание появилось в 60-х годах в США. Мы же решили сделать его целью развития общества и критерием эффективности государственного управления. Идею удалось внедрить в сознание политиков, первым её озвучил Путин в середине нулевых. На Западе нет ни одной страны, где бы «качество жизни» рассматривалось в таком свете. За исключением Великобритании, в которой года два назад решили измерять индекс национального счастья и использовать его при оценке правильности социально-экономического развития.
Третий принцип. Недостаточно поставить правильную цель, политики могут её заболтать, много обещают, но мало исполняют. Для практического использования цель должна иметь количественные показатели, по которым ежегодно проверяется точность управления государством. Приняв идею качества жизни, политики пока не знают, что это такое и как её измерить, путая с уровнем жизни. Уровень жизни есть совокупность потребляемых товаров и услуг. Он измеряется напрямую по числу имеющихся благ. А качество жизни показывает, хорошо народу или плохо, счастлив он или несчастлив.
Для измерения этих «хорошо-плохо, счастлив-несчастлив» мы предлагаем следующие параметры:
— важнее всего в жизни – сама жизнь. Её качество не будет хорошим, если люди рано умирают. Статистический показатель – ожидаемая продолжительность жизни;
— если нация не воспроизводит себя, мало детей и внуков – качество жизни плохое. Показатель – суммарный коэффициент рождаемости;
— человеку нужен смысл жизни, чтобы хорошо себя чувствовать. Индикатором безысходности служат самоубийства – «термометр», измеряющий социальную тоску;
— для счастья требуется доброта человеческих отношений. Индикатором бесчеловечности и агрессивности выступают убийства;
— важно чувствовать справедливость распределения собственности. Одним из индикаторов несправедливости выступают грабежи и разбои;
— качеству жизни нужна крепость семейных уз, выражаемая долей сохраненных семей (обратная величина разводов);
— материнская любовь есть важнейший компонент качества жизни. Её угасание проявляется отказниками в роддомах и социальными сиротами;
— забота о благополучии потомков оценивается величиной экологических загрязнений.
Каждый год правительство должно отчитываться по динамике перечисленных параметров. Если хотя бы один из них выходит за установленные границы («красные флажки»), премьера отправляют в отставку. Тем самым вводится неумолимый объективный механизм контроля народа над властью, которого нет при капитализме и коммунизме. Его главная цель – профилактическая: не наказывать за ошибку, а предупреждать её появление или прогрессирование.
Четвёртый принцип. В государстве, где целью ставится благополучие всего народа, хозяйственная жизнь должна строиться не по идеологическим шаблонам Маркса или Смита, а по критерию: «нужно это народу или не нужно». Однако люди в своей основе оказались противоречивыми, двуедиными. Мы одновременно индивидуалисты и коллективисты, материальны и духовны. Маяковский писал о российском крестьянине: «землю попашет, попишет стихи». Поэтому и строй должен быть двуединым. И название у него должно быть соответствующее, включив коллективное (социальное) и индивидуальное (гуманитарное) начала. Мы предлагаем СОЦИОГУМАНИЗМ. Окончание -изм обязательно, чтобы создавать ощущение фундаментальности.
И экономика должна быть двуединой. Кто-то хочет работать индивидуально – ему требуется частная собственность, а кто-то работает сообща – ему нужна коллективная собственность. Есть ещё общенародная собственность – для всех: воздух, природные ресурсы, горы, реки, моря, созданная общим трудом инфраструктура. В отличие от капитализма, где священна частная собственность, и коммунизма, где священна государственная собственность, при социогуманизме священна любая форма собственности, если законно приобретена. Кстати, Конституции РФ защищает все формы собственности. Поэтому проведенная в стране приватизация антиконституционна и не легитимна. Ведь собственником государственной собственности является не президент, а народ. Президент лишь управляет ею, но не владеет. Чтобы продавать чужую собственность, ему нужна генеральная доверенность от собственника, в нашем случае – общенародный референдум. А его не было. Для исправления глобальной правовой ошибки потребуется реституция, т.е. возвращение насильственно отторгнутой собственности. Это распространённая в цивилизованном мире практика.
Тем самым, экономика социогуманизма оказывается не «левой», не «правой» и не «центристской», а многоголосой, соответствующей здравому хозяйственному смыслу.В каких-то аспектах доминирует государственная собственность, в каких-то преобладает частная, где-то – кооперативная. Для них регуляторами служат план, рынок и договора. Это есть модель трёхсекторной экономики, рождающей «экономическое чудо» с темпами ежегодного роста до 40-50%. Кстати, первое «экономическое чудо» было в 20-е годы в РСФСР при НЭПе. Сейчас экономические идеи НЭПа успешно развиваются в Китае, Индии, Вьетнаме, Тайване и др.
Пятый принцип. Для достижения высокого качества жизни человек должен чувствовать себя хозяином своей страны. Гарантировать это способна сильная государственная власть, состоящая из наиболее честных и профессиональных граждан, выбираемых самим народом и контролируемых им. Нынешний политический механизм направлен на выражение интересов классов и партий, а не народа. Поэтому не ведётся поиск талантливых кандидатов; годами тасуется одна номенклатурная колода; граждане лишены возможности самим выдвигать во власть достойных людей; широко используется административный ресурс; идёт манипуляция сознанием; выборы превращаются в карнавал, где побеждают богатые и клоуны; легко осуществляется подкуп; отсутствует контроль избирателей над эффективностью работы депутата, нет механизма его отзыва. Для сохранения высшей власти идут даже на подставку технических фигур, которых легко потеснить.
При социогуманизме представительная власть формируется снизу вверх через право каждого гражданина на выдвижение в депутаты любого человека, проживающего достаточное время на местной территории. Выдвижение и выбор тайным голосованием двух кандидатов проводятся примерно от 3 тысяч жителей. Избранные составляют корпус народных депутатов – 60-80 тысяч человек.
Затем они формируют уровни представительной власти, используя метод «делегирования». Первым уровнем служат местные Народные советы, обладающие широкими полномочиями. Местные советы делегируют половину состава в Советы следующего уровня, те – следующего и так вплоть до Высшего Народного Совета России (ВНСР). ВНСР, численностью 450-500 человек, есть постоянно действующий верховный орган, определяющий стратегию внутренней и внешней политики. Между сессиями для реализации принятых решений и координации работы избирается Президиум ВНСР и Председатель Президиума, который представляет страну за рубежом как глава государства и является Верховным главнокомандующим.
Отозвать депутата с любого уровня могут делегировавшие его депутаты. Лишить депутатского мандата могут жители территории, от которой он избирался, что законодательно гарантируется юридическими, финансовыми, организационными условиями.
Реализацией принятых законов занимается исполнительная власть, формируется сверху вниз из профессионалов. Всенародным голосованием избирается Президент из нескольких кандидатур, предложенных ВНСР, и из самовыдвиженцев. Президент выполняет функции премьер-министра, назначая Кабинет министров (Правительство), включая силовые министерства, и руководит ими.
Народные советы каждого уровня создают Исполнительные комитеты. Сначала назначается председатель Исполкома, который формирует штат сотрудников по требуемым направлениям. Исполком подчиняется по вертикали вышестоящему Исполкому, а по горизонтали контролируется Народным советом данного уровня.
Состав Верховного суда и Конституционного суда утверждаются и изменяются ВНСР из кандидатов, представляемых Всероссийским съездом судей.
Политическим партиям отводится роль общественных площадок по выработке программ социально-экономического развития и подготовке политических кадров для выдвижения в органы государственного управления. Такая система формирования государственной власти обеспечит эргономичность политического управления. Мы даже ввели понятие «социальная эргономика».
— По отношению к чему власть должна быть эргономичной?
— По отношению к разнообразию разумных потребностей народа. Критерием соблюдения эргономичности является динамика качества жизни населения.
— Что для самого человека является ориентиром, правильно он поступает или не правильно?
— Выбор индивидуальных критериев – это отдельная тема. Сейчас я не хочу её касаться. Будем говорить пока лишь о социальном организме.
— Хочу вернуться к теме глобальности, о которой сейчас очень многие говорят. Есть такой пример в биологии, когда произошли чудеса интеграции и прокариоты превратились в эукариотов, т.е. когда образовалась ядерная клетка. Ученые описывают этот процесс, когда одни бактерии проникли с помощью паразитов в другие, при этом все были разные, для жизнедеятельности использовали разные вещества, которые были ядовиты для одних, и полезны для других. Но в итоге они прижились в этой одной клетке, произошли, конечно, серьезные преобразования. Но они не только прижились, а стали взаимодействовать на благо всей клетки. Может ли человеческий коллектив стать таким же единым организмом, как в свое время прокариоты?
— Не только может, но и обязательно становится. Ведь в естественном отборе действуют два основных механизма выживания. Один, известный по Дарвину, есть борьба всех против всех. Второй, открытый отечественным зоологом Кеслером и князем Кропоткиным, есть симбиоз, сплочение, соединение сил отдельных особей в коллективный организма. В обществе тоже действуют оба механизма. Благодаря им, люди одновременно: едины, делятся на группы и состоят из уникальностей. Такая дифференциация необходима социальному качеству жизни. Поэтому России не подходит модель муравейника или пчелиного роя, где индивидуальная свобода сводится к нулю. Социогуманизму ближе понятие «соборность», как гармония личности и общества.
Значит, вступая на высший государственный пост, руководителю страны требуется знать, какой перед ним народ. Кем придётся управлять, какова их культура, склонности, обычаи? Эстонцам надо одно, грузинам другое, русским третье, эскимосам четвёртое и т.д. Хотя в чём-то все едины. Но даже если правитель не знает народа, предлагаемый нами механизм контроля над властью заставит его поступать эргономично. В противном случае неизбежно включается процедура отстранения от власти.
— Но это же не решение вопроса.
— Смотря, какого вопроса. Если говорить о механизме контроля народа над властью, то это – эффективное решение.
— Хочу спроситьо влиянии среды на людей. Можно ли создать такую среду, которая бы не только декларировала новые ценности, но и формировала гармоничного человека?
— Конечно можно. Социогуманизм предназначен как раз сменить извращённую либеральную атмосферу на гармоничную (двуединую, уважающую права личности и общества). Люди в большей массе действуют по законам системы, в которой они существуют. «С волками жить, по волчьи выть». Если критерием успеха являются деньги, то бюрократия обязательно будет брать взятки. Первый мэр Москвы Попов даже говорил, что взятки есть естественная рыночная цена бюрократических услуг. Всё есть бизнес, и политика тоже. В такой атмосфере преодолеть коррупцию невозможно. При социогуманизме успех системы будет оцениваться по качеству жизни людей, жёстко контролируемому самими же людьми. Это вынудит руководителей минимизировать взятки, чтобы не потерять место. Брать взятки станет экономически не выгодным.
— Как этого достичь? С чего надо начать?
— Начать надо с восстановления власти Конституции. Она грубо нарушается сплошь и рядом. В первую очередь, следует добиться утверждения формата отчёта правительства перед Государственной Думой. Из-за отсутствия формата премьер ни разу по-настоящему не отчитался, заменив отчёты обсуждением дерзновенных планов. А вот если бы существовал жёсткий формат и был содокладчиком научный оппонент, то все увидели бы, что экономика России – самая не эффективная в СНГ. И никто не выбрал бы президентом человека, не справившегося с обязанностями премьера.
— Медоуз сегодня говорил, что для внедрения новых ценностей, стандартов нельзя действовать насильственными методами. То есть, всё насильственное отторгается, реакция происходит мгновенно. Может есть другие механизмы?
-Но наши предложения как раз не насильственные. Более того, они в защиту Конституции. Относительно новой цели спросите любого, что важнее: быть богатым или счастливым? Вопрос риторический.
— Что сейчас «заставит» общество измениться?
Во-первых, общество само хочет измениться, ибо так дальше жить нельзя. С этим согласны до 80% населения. Но люди просят – покажите куда идти. Значит, нужно соединить нарастающее протестное движение с передовой научной теорией. Такой теорией является как раз учение о государстве народа.
— Какие механизма предусмотрены в социогуманизме для обеспечения экологического благополучия?
-Здесь специальных механизмов не потребуется. Ведь качество жизни и счастье зависят от экономики только на 25%, а на 75% от нематериальных факторов: идеалов, установок, культуры, образования, увлекательного досуга и т.п. Значит, для достижения высокого качества жизни потребуется в четыре раза меньшая нагрузка на природу, чем для достижения большого богатства. Я построил график, который зарубежные коллеги назвали экологически оптимистичным. Распределил страны мира по уровню богатства: бедные, средние, богатые. В среднем диапазоне обнаружились самые низкие показатели смертности, убийств, грабежей, самоубийств, преступности, самая высокая рождаемость. То есть, наивысшее качество жизни – посередине. Статистикой доказана правота народной мудрости: «Всё хорошо в меру», так называемые U-образные связи.
— Воспитание поможет этому?
— Несомненно. Но эффективным оно может быть лишь в рамках реального строя. Сейчас безуспешно воспитывать чиновников быть честными, если коррупция поразила верхние этажи власти. Даже честный чиновник, работающий в этом строе, вынужден брать и давать взятки. Ему лично противно, но иначе нельзя. Да и домашние скажут, ты что, хуже других? Душой понимает, что поступает мерзко, а по-другому нельзя.
— Скажите, «мерзко поступать», что это такое? Влияние системы или природа человека?
— В определённой мере и то, и другое.
— Какая, на Ваш взгляд, следующая фаза развития человечества?
-Человечество находится на исторической развилке, идущей либо в необратимую деградацию, либо к новому общественному строю – гуманному, эффективному, справедливому. Иного не дано.
"Качество жизни" — это цель развития общества и критерий эффективности государственного управления
Автор статьи
Михаил Гром
Также пишет Михаил Гром
Менский Михаил Борисович. Сознание и квантовая физика. Часть 1
Квантовая механика, самый, пожалуй, удивительный раздел физики. В этом интервью доктор физико-математических...
Читать статью...