Дружба. Деньги. Острый нож.

Мужчина показывает обрывок доллара своему другу и думает, давать ли ему в долг?

В детстве я был довольно закрытым. Друзей у меня было не много. Настоящий – только один, Алексей. Плечом к плечу провели мы с ним школьные годы, потом студенческие – вместе поступили в один ВУЗ. Вместе вошли во взрослую жизнь.

 Лучший друг
Позже разъехались по разным городам, но дружбу хранили – это было святое. Часто ездили друг к другу в гости и постоянно были на связи. Друг был рядом со мной при всех главных событиях моей жизни, и не только радостных.

Он был рядом, когда на меня напала бойцовская собака, а Алексей не испугался и помог отбиться. Был рядом, когда на дискотеке меня метелили толпой, а он бросился меня защищать – тогда нам обоим хорошо досталось. И когда я тонул, он, рискуя жизнью, вытащил меня на берег.

Это была настоящая дружба – проверенная, крепкая, надежная. Пока однажды Алексей не попросил в долг, а я не одолжил.

Ему понадобились две тысячи евро на покупку машины. В банке он брать не хотел, там сверху просили большой процент. Отказать другу я не мог. И мы договорились, что возвращать долг он будет частями, в течение года, каждые три месяца. Вроде бы одолжил и одолжил, но с этого момента что-то в нашей дружбе пошло не так. 

Испытание
Пролетели три месяца, пришло время возврата первой части долга. Алексей приехал  к нам вместе с семьей. Они всегда были для нас желанными гостями. Мы с женой заранее накрыли праздничный стол. 

Как обычно, завязался живой разговор. Но в какой-то момент я поймал себя на том, что мой мозг занят посторонними мыслями. Вернее, одной мыслью: «Привез ли Алексей деньги? Если привез, то почему не отдает?»

Вот разговор зашел о машинах. А у меня в голове всплывает машинка, при помощи которой в банке пересчитывают деньги. «Блин, что это со мной происходит?!» – говорю я себе, но ничего с собой не могу поделать! И на душе так паршиво, как никогда еще не было. 

Перед отъездом Алексей деньги отдал. Мне было стыдно. Как я вообще мог усомниться в друге?! Такое со мной было впервые.

Ненависть
Пролетели еще три месяца. Пришел срок второй части долга. В ближайшую субботу в уютном гостевом доме с шикарной банькой у нас была намечена традиционная встреча однокурсников. Там мы и собирались с Алексеем встретиться.

Я немного опоздал. Меня сразу усадили за стол. Первым делом я начал искать глазами Алексея. Но к удивлению своему не нашел. И опять внутри меня что-то перевернулось.

– А где Алексей? – спросил у ребят.

– А ты что, не в курсе? Загляни в Фейсбук! Он сейчас валяется на пляже среди пальм.

– Что?! – вырвалось у меня непроизвольно. Меня как кипятком изнутри окатили.

Часы на фоне долларов. Другу пора возвращать долг.

«Вот сволочь, ничего мне не сказал! Скрыл от меня! – я просто задыхался от возмущения. – Должен был сегодня быть здесь и отдать долг, но на тебе, за мои же деньги улетел отдыхать!» Я почувствовал, как во мне вспыхнула ненависть. Дошло до того, что промелькнула мысль: «Вот бы обратно не долетел!» Мне стало страшно. Меня как подменили.

«Стоп! – сказал я себе. – Как это так?! Как такое может быть?! Мы же друзья! Откуда у меня эта злоба?!» Так во мне завязалась изнуряющая борьба с самим собой: с одной стороны – ненависть к Алексею, с другой – к самому себе, к своим мыслям. 

Не было никакого настроения оставаться с сокурсниками. Как-то объяснил, почему должен уйти раньше, и поехал домой. По дороге я мчался с бешеной скоростью. Даже не заметил, как вылетел на встречную полосу. Благо, впереди никого не было, обошлось.

Сомнения
Всю ночь я не мог заснуть, задавая себе одни и те же вопросы: как же вот так просто может измениться мое отношение к самому близкому другу? К другу, с которым так много пройдено, который всегда был для меня так дорог?

По прилете Алексей сразу отзвонился. Извинился, что не сказал о поездке. Оказалось, он продал свою старую машину. Появились кое-какие деньги, и, ничего не планируя заранее, он приобрел горящий тур. Решили слетать семьей отдохнуть, а то супруга не давала ему жизни: все ее подруги уже где-то побывали.

В тот же вечер он перевел деньги на мой счет.

Меня снова накрыло раскаяние. Так противно было из-за всего этого. Подумал, как же было хорошо до этого долга. А сейчас какой-то тупик. Что же будет дальше? Чего еще стоит ожидать?

Враги
Опасения оказались не напрасными. Мне срочно понадобились деньги. Начались холода, а у нас неожиданно вышел из строя котел отопления. Звоню Алексею:

– Выручай! У нас форс мажор. Нужен новый котел, а это, сам знаешь, дорогое удовольствие. Нам не хватает четырехсот евро. Можешь вернуть мне часть долга?

– Но у меня сейчас нет таких денег. Я тут потратился, купил зимнюю резину, – сказал Алексей. И меня понесло:

– Ты чего, офигел!  Как это нет?! – кричал я дрожащим от злости голосом. – Ты же мне должен был еще месяц назад отдать очередную часть! Какая резина, если ты мне должен?! Раньше надо было думать, а не на отдых летать!

– Но у меня их нет, – растерянным голосом отвечал Алексей.

– Как хочешь, но чтобы сегодня к вечеру деньги были! Если нет, ты мне больше не друг! – выпалил я на одном дыхании и отключил телефон. Я еще не знал, что последние слова так зацепят Алексея.

Понятия не имею, как, но около восьми вечера Алексей стоял у забора с нужной суммой. Я открыл калитку, и в тот же момент он швырнул мне в лицо пакет с деньгами: 

– На, подавись! 

Я опешил. Меня охватила такая ненависть, что я готов был его разорвать, просто размазать без остатка. Я даже замахнулся, но Алексей уже резко развернулся, запрыгнул в машину и уехал.

Дружбе конец
Меня трясло от злости. Зашел в дом, пошел на кухню, схватил стоявший на полке Рижский бальзам, который иногда добавляю в кофе, и залпом высадил полбутылки. Присел. Немного отпустило.

Пошел спать, но чувства меня разрывали. Я был абсолютно подавлен. Ведь произошло то, что и в страшном сне не могло присниться! Я сегодня чуть не ударил друга. Теперь нашей дружбе конец, ничего уже не вернуть.

Парень сидит на диване, обхватив голову руками. Он сожалеет. Нельзя давать деньги в долг другу.

Прозрение
И тут вдруг я понял. Дело не в нем и не во мне. Дело в том, что денежные отношения острым ножом врезаются в дружбу и разделяют ее. Как только я дал другу в долг, между нами сразу же прервалась особая связь. 

Связь, которая так долго и бережно выстраивалась поверх всех личных интересов, тут же разрушилась и обрела материальную основу. В бескорыстные отношения врезались денежные. И мы сразу же перестали быть друзьями, теперь мы были партнерами по сделке, а это совсем-совсем другое дело.

И я уверен: неважно, с кем это происходит – с близкими друзьями или родственниками, – никто не сможет выстоять против этого «ножа». Теперь я точно знаю, дружба и деньги – несовместимы. Это два разных уровня отношений. Дружба всегда стоит выше всех расчетов. Дружба – для того, чтобы любить. Занимать и отдавать – это в банк. 

Осознав эти истины, я набрался сил и позвонил Алексею. Мы встретились, и я излил ему все, к чему пришел. Он полностью согласился. Оказалось, мой друг переживал не меньше моего и тоже страдал от того, что произошло между нами.

Это был долгий разговор. Где-то повздыхали, а где-то от души посмеялись. Потом пожали друг другу руки и обнялись. И снова поднялись туда, где надежно, где тепло на сердце, где так хорошо вместе, – к нашей дружбе.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *